У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Внешнеэкономические отношения Казахстана с ЕЭС
Количество страниц
132
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Содержание
Введение 3
Глава I. Европейский Союз – как идея европейской интеграции 10
1.1. Краткая история создания Европейского Союза 10
1.2. Европейский Союз в меняющемся мире 18
1.3. ЕВРО как инструмент европейской интеграции. 22
Глава II. Сотрудничество между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. 27
2.1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (СПС) 27
2.1.1. Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам 33
2.1.2. Торговые связи РК с ЕС 36
2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕС 49
2.2.1. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций 62
2.2.2. Программа ТАСИС в Казахстане 68
Заключение 78
Список использованной литературы 83
Введение
Республика Казахстан отметила десятую годовщину про¬возглашения своего государственного суверенитета. Извест¬но, что одним из важнейших элементов государственного су¬веренитета является внешняя политика государства. Внешняя политика - это лицо государства. Внешняя политика государ¬ства должна быть независимой и делаться в столице этого го-сударства. Внешнеполитическая доктрина и внешнеполити¬ческий курс страны определяются главою государства. "Внешняя политика - это политика Президента", - говорит Н.А.Назарбаев .
Глава государства, Президент Республики определяет векторы внешней политики, исходя из ее национальных инте¬ресов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней политики государства, иными словами, внешняя политика - это концентрированное выражение внутренней политики.
Сказанное в полной мере относится и к Республике Ка¬захстан, к ее внешней политике. Президент Республики Ка¬захстан определяет векторы и приоритеты внешней политики страны. И одним из таких векторов внешней политики Рес¬публики Казахстан является европейское направление.
Когда речь идет о европейском направлении внешней по¬литики Казахстана, то имеется в ввиду ее политика на двух уровнях, а именно: на уровне отношений Республики Казах¬стан с Европейским Союзом (ЕС) и на уровне ее отношений с европейскими государствами на двухсторонней основе.
А в Европе между тем за последние пятьдесят лет происхо¬дит процесс европейской интеграции. И в этот процесс включа¬ется все большее число европейских государств. Речь идет о создании со временем в полном объеме объединенной Европы, которая примет определенную политическую окраску.
Европа объединяется, и страны других регионов земного шара начинают определять свою позицию к объединенной Европе. В данное время объединенная Европа представлена Европейским Союзом, включающим в себя пятнадцать госу¬дарств. В 2003-2005 гг. еще двенадцать европейских стран могут быть приняты в Европейский Союз. Со временем объе¬диненная Европа может состоять из тридцати пяти стран, и на этом процесс европейской интеграции будет завершен. Почему Европа привлекает внимание многих-стран мира, в том числе Республику Казахстан? Да потому, что Европа - это, прежде всего, емкий рынок, рынок потребления, главным образом, энергетического сырья; Европа - исключительно вы¬сокий уровень техники и технологии; Европа - это и экспорт капитала и инвестиций в экономику многих стран; Европа -это высокий уровень жизни, образования и здравоохранения.
Республика Казахстан привлекательна для Европы и Ев¬ропейского Союза своим геополитическим положением как транспортный коридор, соединяющий Европу с Азией, свои¬ми природными богатствами, особенно углеводородным сырьем, а в последнее время и горнодобывающей отраслью. И вообще, Центральная Азия, в том числе Казахстан, являются районами, которые мало известны миру и, прежде всего, Ев¬ропе и Европейскому Союзу.
Все это свидетельствует о том, что Республика Казахстан заинтересована иметь широкие и плодотворные связи с Евро¬пой, в частности, с Европейским Союзом.Сотрудничеству с Европейским союзом, занимающим лидирующие позиции в мировой политике и экономике, во внешней политике Казахстана отводится особое место. Поддержание отношений нашей республики с ЕС на высоком уровне является приоритетным направлением .
Важным итогом двусторонних усилий стало подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н. Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в силу 1 июля 1999 года. Этот важнейший документ закрепляет правовые основы многостороннего политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества с крупнейшим в мире экономическим интеграционным объединением. Для Казахстана его подписание явилось одним из крупных достижений проводимой на том историческом этапе политики поиска новых надежных экономических партнеров. По мнению руководства институтов ЕС, Соглашение о партнерстве является важным инструментом для будущего экономического и социального прогресса в Казахстане.
Таким образом, была заложена основа нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный характер. Кроме того, продолжается работа над формированием соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая торговлю сталью, текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной продукцией.
В 1997 году вступил в силу подписанный тремя годами раньше базисный договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для Казахстана принципиальное значение прежде всего потому, что гарантирует недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов.
Учитывая, что Европейский союз - единение равноправных и независимых государств, Казахстан строит двухуровневую систему отношений: с союзом в целом и с каждым государством в отдельности. При этом оба уровня взаимодополняют друг друга, что находит отражение в различных подписанных соглашениях и реализованных проектах.
Важно отметить, что на данный момент Европейский союз проводит политику углубления интеграции, которая вступила в новую стадию с образованием Экономического и Валютного союза. На наших глазах повышаются политический вес и роль Европейского союза. Он решительно и последовательно реализует стратегию расширения на Восток. Естествен вопрос: как воспринимать такой ход событий? Для Казахстана приближение Европейского союза к границам стран СНГ - явление весьма позитивное и отвечает прагматическим интересам республики. Можно предположить, что расширение ЕС послужит дополнительным фактором сохранения стабильности в регионе и на Евразийском континенте в целом. Наши отношения приобретают стабильный и долгосрочный характер: Казахстан нашел поддержку со стороны ЕС по таким вопросам, как здравоохранение, социальная сфера, научные исследования, проведение в республике реформ, становление рыночных структур и либерализация экономики.
Оказание технической помощи - одно из важных направлений экономического сотрудничества с ЕС. Предоставляемая в рамках ТАСИС, она охватывает все основные секторы экономики и социальные сферы республики и открывает Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и знаниям. Ключевыми областями реализации проектов, финансируемых в рамках программы, являются выполнение положений СПС, налогообложение, экология, сельское хозяйство, энергетика, государственное управление и образование. Начиная с 1991 года в рамках программы ТАСИС Казахстан получил около 90 млн. экю, что составляет более половины всей предоставляемой Западом технической помощи.
Особую важность для нас имеет ориентированность новых правил программы ТАСИС на период с 2000-го по 2006 год на экологические аспекты. В частности, появляется возможность выделения финансовой и технической помощи Казахстану на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Наряду с этим в Казахстане работает программа межгосударственного регулирования газо- и нефтепроводами ИНОГЕЙТ, ориентированная на разработку крупномасштабных, финансово обоснованных инвестиционных проектов по диверсификации существующей системы транспортировки углеводородного сырья из региона Центральной Азии в Европу.
Проект ТРАСЕКА имеет целью содействовать открытию транспортного коридора Центральная Азия - Кавказ - Европа и предполагает создание системы беспрепятственного прохождения грузов и доступа на европейский рынок. При участии Казахстана как важного звена транзита восстанавливается значение Великого шелкового пути.
Сегодня можно сказать, что имеются все предпосылки для налаживания конструктивного диалога и практической реализации заключенных между РК и ЕС соглашений. В этой связи созданы такие совместные институциональные органы на высоком уровне, как Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества.
В июле прошлого года в Брюсселе состоялось первое заседание Совета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский союз" . Важным итогом заседания явились подписание Соглашения о сотрудничестве между РК и Европейским сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности и парафирование Соглашения между Правительством РК и Европейским объединением угля и стали по торговле определенными изделиями из стали. Казахстанская сторона активно готовится ко второму заседанию совета, намеченному на июль этого года в Брюсселе.
В ноябре 1999 года, на первом заседании Комитета сотрудничества, достигнуты договоренности, в частности, о создании казахстанско-европейского юридическо-консультативного центра, информационного бюро программы ТЕМПУС при Министерстве образования и науки РК, об открытии регионального экологического центра в Алматы.
По итогам первых заседаний Совета и Комитета сотрудничества уже имеются практические результаты. Так, в марте нынешнего года прекращено антидемпинговое расследование на импорт феррохрома из Казахстана.
Успешно развивается межпарламентский диалог с участием депутатов Парламента РК и Европейского парламента. Для нас ценно мнение главы европейской делегации И. Кукиадиса, прозвучавшее по итогам проведения в конце мая в Астане первого заседания Комитета парламентского сотрудничества, о том, что Казахстан является лидером в регионе Центральной Азии по темпам проведения демократических процессов и экономических реформ. 16 мая этого года в Астане состоялось первое заседание подкомитета по торговле и инвестициям Комитета сотрудничества, в ходе которого рассмотрены такие вопросы, как макроэкономическое развитие Казахстана и прогресс в сотрудничестве с МФИ, сотрудничество в области торговли и инвестиций РК - ЕС, двусторонняя договорно-правовая база, защита интеллектуальной собственности, доступ на товарные рынки и др.
Европейской стороной предложено в целях оказания технической помощи ЕК в сфере сближения, модификации и гармонизации законодательства ЕС и Казахстана создать в республике консультативный центр по стратегическим и юридическим вопросам. Принимая во внимание международный характер проблемы с незаконным оборотом наркотиков, достигнута договоренность о создании в будущем подкомитета по контролю над наркотиками при Комитете сотрудничества.
Новым направлением взаимовыгодного сотрудничества с Евросоюзом может стать развитие партнерских связей с предприятиями Европейского космического агентства по созданию и запуску совместного спутника, обеспечению запусков с космодрома Байконур других спутников. Первым шагом в этом отношении стал успешный запуск в марте этого года макета КА "Кластер-2" с помощью российской ракеты-носителя с космодрома Байконур.
Во взаимоотношениях Казахстана и Европейского союза важное значение имеет развитие и укрепление двусторонней торговли. Европейский союз является наиболее крупным партнером Казахстана и стран СНГ. Так, по итогам 1999 года на страны ЕС приходится 24% товарооборота республики, в том числе 23% экспорта и 25% импорта. А это 2,2 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 1,3 млрд., импорт - 0,9 млрд . При этом ежегодно отмечается положительное для Казахстана сальдо. Надо заметить, что в целом структура товарооборота не претерпевает значительных изменений, металлы и минеральные продукты занимают основное место в экспорте казахстанских предприятий. Налицо необходимость диверсификации экспорта страны. В структуре импорта Казахстана преобладают машины и оборудование, электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности.
Объективный процесс введения странами ЕС евро означает, что на глобальных финансовых рынках появляется новая мировая валюта. Это кардинально меняет позицию и роль Европейского союза в международной системе. Влияние, оказываемое Еврозоной, будет ощущаться далеко за пределами ЕС. По расчетам специалистов, формирование в ЕС единой валютной зоны открывает новые перспективы и для казахстанской экономики, прежде всего в финансовой сфере.
Исключительно важное место принадлежит ЕС в инвестиционном сотрудничестве. Согласно статистическим данным доля инвестиций стран Европейского союза в проекты на территории Республики Казахстан составляет примерно четверть от общего объема инвестиций в Казахстан. Лидером по инвестициям здесь признана Великобритания (12,6% от общего объема инвестиций), далее идут Нидерланды (2,6%), Германия (2,0%) и Италия (1,7%).
В Казахстане успешно углубляет свою деятельность представительство Европейского банка реконструкции и развития. Как известно, банк специально создан для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы. Только в прошлом году ЕБРР приступил к финансированию проектов по линии ОАО "Казахтелеком", ОАО "КЕГОК" и РГП "Казахстан Темир Жолы".
У нас работают такие всемирно известные европейские компании, как "Аджип", "Бритиш Газ", "Шелл", "Дойче Банк", "АБН АМРО Банк", и др. По мнению западных экспертов, их присутствие служит индикатором интереса к экономике Казахстана, успешно преодолевшего последствия мирового финансового кризиса. По притоку прямых иностранных инвестиций республика является лидером среди стран СНГ, оставаясь привлекательной страной для размещения капитала и технологий.
Вместе с тем торгово-экономические отношения Казахстана с ЕС порой развиваются темпами, не соответствующими нашим возможностям. Обращает на себя внимание следующая проблема. Казахстан добивается статуса страны с рыночной экономикой. Вместе с тем факт сохранения за страной в торгово-политическом законодательстве ЕС статуса страны с нерыночной экономикой позволяет применять к некоторым товарам особые правила торговой политики, а именно: меры нетарифного регулирования. Так, например, проблемным вопросом в двусторонних отношениях стало исключение в 1998 году Казахстана из списка стран - экспортеров икры и рыбной продукции в страны ЕС. В апреле этого года в Казахстане прошла повторная миссия экспертов Европейской комиссии. Представители ЕС изучили законодательство и проверили компетентные органы и предприятия Республики Казахстан по производству икры и рыбной продукции. Есть надежда, что в скором времени будет принято окончательное решение о включении Казахстана в список стран - экспортеров рыбной продукции в страны ЕС.
Актуальность темы. Переживаемый в настоящее время этап развития мирового хозяйства вновь актуализировал вопрос об экономической интеграции. В последние годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях социально-экономического развития Примеры таких процессов можно наблюдать сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели прежде всего экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС).
В этой связи особый интерес представляет изучение вопросов интеграционного сближения Казахстана и ЕС, взаимоотношения Республики Казахстан с Евро¬пейским Союзом, или конкретнее, какое место Европейский Союз занимает во внешней политике Республики Казахстан. Почему соответственно Казахстан интересуется событиями, происходящими в Европе? На этот вопрос дал ответ Прези¬дент Н.А.Назарбаев в сентябре 1992 г. во время своего первого визита в Германию и Францию. Отвечая на вопрос одного из журналистов во время пресс-конференции, спросившего его об этом, Президент Н.А.Назарбаев сказал, что некоторая часть территории Казахстана находится в Европе и, следова¬тельно, Казахстану небезразлично то, что происходит в Европе .
Объектом исследования работы является развитие отношений Казахстана с Европейским Союзом, формирование между ними интеграционных взаимосвязей. В работе рассмотрены предпосылки и причины выбора Астаной ориентации на европейскую перспективу в качестве стратегического направления экономического и, в целом, общественного развития Казахстана; этапы развития отношений экономической интеграции ЕС и Казахстана, причины и условия, предопределившие их характер; нынешнее состояние связей и достигнутый уровень интеграции.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 года по настоящее времени. Периодизация работы связана с основными этапами развития интеграционных связей Казахстана и ЕС.
Целью работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана с Европейским Союзом.
Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи :
1) Рассмотреть что из себя представляет Европейский Союз, ис¬тория его создания и деятельности, какое место он занимает в меняющемся мире.
2) Определить, какую работу Европейский Союз проделал в Казахстане с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским Союзом за последние пять-шесть лет.
3) Были ли трудности при установлении отношений между РК и ЕС
4) Гладко ли проходило утверждение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) в национальных парламентах стран-членов ЕС
5) Каковы результаты политического сотрудничества между РК и ЕС
6) Функционирование ЕВРО.
Научная новизна исследования определяется тем, что, несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической литературе вопрос отношений экономической интеграции Казахстана и ЕС освещен недостаточно. Особенно это касается событий и тенденций, имевших место в последние 3-4 года.
Методологической и теоретической основой при написании данной работы стали работы общетеоретического и экономического характера, коллективные монографии, другие издания.В качестве основных источников статистического и фактического материала, использовались издания международных организаций. Например, в книге Ибрашева Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана , описывается процесс установления дипломатиче¬ских отношений между Республикой Казахстан и Европей¬ским Союзом, дается анализ Соглашению о партнерстве и со¬трудничестве между этими сторонами и осуществлению по¬ложений этого Соглашения.
Практическая значимость работы. Изучение и понимание ситуации в процессе движения Казахстана к интеграции с Европейским Союзом, являющимся одним из основных факторов, определяющих общественное развитие страны. Исследование уникального опыта интеграционного взаимодействия организации, состоящей в основном из промышленно развитых стран (ЕС), и развивающейся страны Казахстан на пути социально-экономической модернизации, может представлять не только теоретический, но и научно-прикладной интерес, особенно в связи с развертыванием региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Структура работы, состоит из вступления, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.
Список литературы
Заключение
Какие бы процессы в мире не происходили, Европа была, есть и будет центром мирового развития. Поэтому Республи¬ке Казахстан следует активизировать свои партнерские отно¬шения с Европой, брать все положительное из процесса евро¬пейской интеграции. Это, прежде всего, касается заинтересо¬ванных министерств Республики.
Население Республики Казахстан имеет скудное пред¬ставление о Европейском Союзе, в особенности о процессе европейской интеграции.
Между тем, если руководители центрально-азиатских го¬сударств хотят начать процесс интеграции в этом регионе по примеру Европы, они должны содействовать созданию усло¬вий для того, чтобы народы Центральной Азии более подроб¬но знали, что из себя представляет европейская интеграция. В этих целях речь может идти о создании института Европей¬ского Союза в Центральной Азии, который имел бы научно-исследовательский характер и содействовал бы сближению Центральной Азии и Европы.
После распада СССР Европейский Союз заявил о своей твердой решимости поддерживать связи с Казахстаном и раз¬работал программу по оказанию содействия Казахстану в по¬строении демократического общества и рыночной экономики.
Дипломатические отношения между Республикой Казах¬стан и Европейским Союзом установлены в 1992 г .
В январе 1994 г. Посол РК в Королевстве Бельгия Кырбасов A.M. вручил Председателю Европейского Совета верительные грамоты в качестве Главы Представительства РК при ЕС.
В ноябре 1994 г. в Алматы открыто Представительство Ев¬ропейской Комиссии (ЕК). Первым главой Представительства ЕК в Казахстане стал господин Р.Кремер.
Главной целью установления этих отношений Казахстана с ЕС является развитие политического и экономического со¬трудничества со странами Западной Европы, установление равноправного партнерства с европейским сообществом и ин¬теграция Казахстана в европейское экономическое сообщество.
Кроме того, преследовались следующие цели:
- Расширение торговли со странами ЕС на равной и взаимо¬выгодной основе, предоставление режима наибольшего благо¬приятствования в торговле, доступ к мировому рынку. Следу¬ет отметить, что в последние годы удельный вес ЕС в общем объеме товарооборота Казахстана составил около 27 %.
- Привлечение инвестиций стран ЕС. В настоящее время доля прямых инвестиций стран ЕС составляет примерно 23 % от общего объема инвестиций в казахстанскую экономику. Основными инвесторами среди стран ЕС являются Велико¬британия (12,6%), Нидерланды (2,6%), Германия (2%), Ита¬лия (1,7%).
- Наконец, наличие в Казахстане богатых разведанных и потенциальных запасов углеводородов, а также его стратеги¬ческая роль в регионе определяют всевозрастающую роль Ка¬захстана в качестве поставщика энергетических ресурсов для стран ЕС, что требует создания условий, при которых освое¬ние этих месторождений отвечало бы интересам Казахстана и способствовало развитию других отраслей экономики Рес¬публики. Сотрудничество со странами ЕС также способствует развитию в Республике мощностей по переработке сырья, сельскохозяйственного производства, созданию общих кре¬дитных рынков.
В настоящее время Правительством РК осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства с учетом лидер¬ства Казахстана в центрально-азиатском регионе и его места в мировой геополитике и экономике.
Основными целями Европейского Союза при установлении дипломатических отношений с РК являются оказание содейст¬вия в процессе перехода от тоталитарной политической систе¬мы к построению демократического, открытого общества, а также сохранение стабильности в регионе. Также важным яв¬ляется оказание содействия в переходе от командной эконо¬мики, основанной на государственной собственности, к ры¬ночной экономике и оказание помощи в налаживании более тесного сотрудничества со странами Европы в политической, экономической, гражданской, правовой и других сферах.
Большое значение имеет стратегическая роль Казахстана в регионе как поставщика углеводородов на европейский ры¬нок, а также региональный фактор, значение региона и Казах¬стана как обширного рынка для стран-производителей ЕС. Все это создает предпосылки для реализации в Республике различных программ ЕС.
Важным для ЕС является свободный доступ европейского бизнеса, а также товаров и капитала на казахстанский рынок, предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, обеспечение свободного перемещения капитала, связанного с прямыми инвестициями, репатриация этих инве¬стиций и прибылей.
В настоящее время создана солидная база для сотрудниче¬ства между РК и ЕС, основными из которых являются:
1) Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписан¬ное 23 января 1995 г. и вступившее в силу в 1999 г., является основным инструментом политического и экономического сотрудничества, поддерживает консолидацию демократических институтов в Казахстане и интеграцию в мировое со¬общество. СПС включает Протокол о сотрудничестве и та¬моженных делах, который в будущем послужит основой для подписания Соглашения о свободной торговле. Данное Со-глашение имеет огромное политическое и юридическое зна¬чение для развития экономического сотрудничества и рас¬ширения деятельности европейских компаний в Казахстане;
2) Соглашение между правительством Республики Казах¬стан и Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) о торговле определенными изделиями из стали от 15.12.1999 г., которое определяет квоты, установленные Европейской Ко¬миссией в отношении казахстанской стали. По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторо¬на планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и раз-решении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта;
3) Соглашение о торговле текстильными материалами с Ев-ропейским экономическим сообществом (ЕЭС). Соглашение подписано в форме обмена письма между Республикой Ка¬захстан и Европейским сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными из¬делиями;
4) Договор о торговле ядерными материалами и по ядер¬ной безопасности с Евроатомом. Соглашение парафировано между правительством Республики Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза ;
5) В ходе официального визита Президента РК Н.А.Назар¬баева, в Европейскую Комиссию в Брюссель 27 июня 2000 г. Президент ЕК Р.Проди заявил о необходимости выработки единой доктрины ЕС-РК по развитию центрально-азиатского региона, а также комплексной программы по сотрудничеству РК-ЕС в региональном контексте;
6) Сотрудничество по оказанию технической помощи
В конце 1992 г. в Алматы было открыто Бюро ЕС по оказа¬нию технической помощи Республике Казахстан в рамках программ ЕС: ТАСИС (программа предоставления техниче¬ской помощи странам СНГ, действует с 1991 г.) и ТЕМПУ С (программа предоставления помощи со стороны ЕС в области образования, действует с 1994 г.)
17-18 июля 1998 г. в Астане побывала делегация ЕК с це¬лью обсуждения политических и организационных аспектов реализации Программ ТАСИС в Казахстане.
5-7 ноября 1998 г. Казахстан посетила делегация ЕК во главе с начальником отдела Генерального Директората ЕК по внешним связям К.Виттебродом.
7) Сотрудничество по оказанию технической помощи Казах¬стану осуществляется также и в рамках ряда других про¬грамм: ИНТАС (Международной Ассоциации по поддержке ученых стран СГН), КОПЕРНИКУС, Европартенариат и т.д.
В целом по программе ТАСИС за 1991-1998 гг. на осуществление проектов поддержки развития малого и среднего бизнеса, приватизации и структурной перестройки, инвестиций в люд¬ские ресурсы Казахстаном было получено 130 млн. долл. без¬возмездной помощи (больше половины всей технической по¬мощи РК со стороны Запада). На период 2000-2002 гг. намеча¬ется выделение дополнительно 24 млн. евро.
Сотрудничество в нефтегазовом секторе
Взаимоотношения Европейского Союза с Казахстаном во многом определяются взаимными интересами в нефтегазовом секторе в рамках межгосударственного проекта ЕС ИНОГЕЙТ.
8) Сотрудничество в области транспорта определяются стратегической важностью транспортно-коммуникационных путей в центрально-азиатском регионе, связывающих Европу и Азию (проект ТРАСЕКА).
9) Сотрудничество между парламентом РК и Европейским парламентом.
В марте 1995 г. в Алматы с визитом побывала группа де¬путатов Европарламента во главе с главой делегации Евро-парламента по связям со странами Центральной Азии и Мон¬голией К.Р.Пике.
9-10 октября 1996 г. состоялся визит делегации Сената парламента РК в Брюссель и проведение первой межпарла¬ментской встречи с Европарламентом.
23 мая 2000 г. Казахстан посетила делегация Европейского парламента во главе с Первым заместителем председателя делегации Европейского парламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И.Кукиадисом. Члены деле¬гации приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества "РК-ЕС", встретились с ру¬ководством парламента и правительства РК.
10) Сотрудничество в рамках Совместного комитета "Европейский Союз-Казахстан"
Первое заседание СК проведено в июне 1996 г. в Брюсселе.
В апреле, августе 1996 г. Казахстан посетил Комиссар Ев¬ропейской комиссии Х.Ван ден Брук. Достигнута договорен¬ность образовать рабочую группу для решения торговых и инвестиционных вопросов и оказания финансовых и консал¬тинговых услуг в сфере транспортировки нефти и газа в стра¬ны Евросоюза.
20 июля 1999 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с заместителем премьер-министра - министром финансов У.Джандосовым для участия в первом заседании Совета со¬трудничества "РК-ЕС".
22 ноября 1999 г. состоялся визит в Астану делегации во главе с Директором генерального директората внешних свя¬зей ЕК Т. Сумма, принявшей участие в работе первого засе¬дания Комитета сотрудничества "РК-ЕС".
11 июля 2000 г. Брюссель посетила делегация РК во главе с первым заместителем премьер-министра РК А.Павловым, принявшая участие в работе второго заседания Совета со¬трудничества "РК - ЕС".
26514 декабря 2000 г. состоялся визит делегации РК во главе с первым вице-министром иностранных дел РК Н.А.Абыкае-вым, принявшей участие во 2-ом заседании Комитета сотруд¬ничества "РК-ЕС".
11) В 1997 г. вступил Базисный договор по Европейской энергетической хартии, подписанный в 1994 г. Договор га¬рантирует недопущение дискриминации РК на рынке энерго¬носителей, способствует интеграции страны в мировое эко¬номическое сообщество, защите ее торговых интересов и по¬вышению экономической безопасности РК.
12) Особое значение сотрудничества с ЕС связано также с высоким уровнем интеграции Европейского Союза с различ¬ными структурами и группировками в Европе (в области безопасности, охраны окружающей среды, космоса и др.) Так, в мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан миссии ЕС по во¬просам юстиции и внутренних дел.
13) Сотрудничество в рамках Плана взаимодействия между ЕС и государствами Центральной Азии по контролю за нар¬котиками, реальным механизмом реализации которого может стать развертывание в Республике национальной программы - Мастер плана по контролю незаконного оборота наркотиков и организованной преступности с участием ЕС. В Алматы планируется открыть офис по проблеме наркотиков.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, должно носить нестандартный характер. А именно, оно должно иметь специфику, отражающую особенности цен¬трально-азиатской страны, лежащей между Европой и Азией, региона, богатого природными ископаемыми, в частности, энергетическим сырьем, емким рынком потребления и, сле-довательно, выгодным для инвестиций капитала.
Со временем программы ТАСИС и ТЕМПУС исчерпают себя. Поэтому уже сейчас следует рассматривать вопрос: "Что придет на смену этим двум программам"? Будущие програм¬мы такого рода должны касаться технического и научного со¬трудничества на более высоком и более качественном уровне, быть менее обременительными в оформлении и разнообраз¬ными по характеру.
В настоящее время в Казахстане действует европейская инициатива в области демократии и защиты прав человека. В будущем необходимо и далее развивать демократические по¬ложения между Республикой Казахстан и Европейским Сою¬зом в соответствии с СПС.
Новым направлением двустороннего сотрудничества мо¬жет стать развитие отношений в области космоса, а именно партнерских связей с предприятиями Европейского космиче¬ского агентства.
С января 2002 г. единая европейская валюта "евро" вошла в полный оборот. В связи с этим уже сейчас финансовые институты Казахстана должны подумать о соотношении тенге и евро.
Следует подумать об открытии высшего учебного заведе¬ния под эгидой Европейского Союза, который охватывал бы весь центрально-азиатский регион, готовил кадры, которые будут работать в новых условиях, а именно в условиях инте¬грации и глобализации.
Встречи между РК и ЕС должны проходить не только на уровне правительств, но и на уровне ученых и студентов для обмена мнениями в научных и образовательных областях.
1. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. - Алма-Ата: Дayиp, 1992.
2. Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - Астана, 1998.
3. Выступление Президента Н.А.Назарбаева на совещании по вопросам внешней политики // Внешняя политика Казахстана. Сборник статей. - Алматы-Москва, 1995.
4. Назарбаев Н.А. Программа 2030.- Алматы, 1998.
5. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. - октябрь. 5-7.
6. Назарбаев Н. А.. В потоке истории.- Алматы: Атамура, 1999. - 296с.
7. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с.
8. Назарбаев Н. А.. На пороге XXI века. -Алматы: Онер, 1996. - 288с.
9. Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.
10. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.
11. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. - 2 мая.
12. Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2
13. Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. – 736 с.
14. Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, АО "САК", 2000. – 584 с.
15. Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.
16. Токаев К.К. Казахстан - Европейский Союз: отношения делового сотрудничества // Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов. - Алматы, 1997.
17. Идрисов Е.А. Об основных направлениях внешней политики Республики Казахстан в новом международном контексте // Дипломатический курьер. - Астана, 2000. - №3.
18. Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.
19. История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова. – Акмола, 1999. –128 с
20. Хамфриз М. Европейский Союз и Казахстан / Казахстан и мировое сообщество. Сборник статей. Под ред. М.Жолдасбекова. - Алматы, 2000.
21. Закон Республики Казахстан от 26 мая 1997 г. N 113-I ЗРК О ратификации соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами- членами, с другой стороны
22. Итоговый документ Мадридской встречи 1980 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созываемой на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшем шагам после совещания (Мадрид, 6 сентября 1983 г.)
23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»
24. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2000 года N 274 Об утверждении Плана мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский Союз"
25. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2000 года N 936 О подписании Соглашения в форме обмена письмами между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом по торговле текстильными изделиями, парафированное 15 октября 1993 года в городе Брюсселе и измененное Соглашением в форме обмена письмами, парафированное 20 декабря 1995 года
26. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1437 Отдельные вопросы реализации проектов Программы Развития Организации Объединенных Наций "Развитие региона Великого Шелкового пути" и технической помощи Европейского Союза "Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия"
27. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 1999 года N 1418 О создании казахстанской части Совета сотрудничества и Комитета сотрудничества между Республикой Казахстан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
28. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1435 О Плане мероприятий по подготовке экономики Республики Казахстан к обмену валют стран Европейского валютного союза на евро
29. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 1999 года N 987 О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Сообществом по атомной энергии в области ядерной безопасности "
30. Закон Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. N 449-1 О ратификации Меморандума о финансировании между Республикой Казахстан и Европейским Союзом
31. О ратификации Меморандума о финансировании 1996-1997 Программа Тасис (г. Алматы, 20 сентября 1997 г.) Республикой Казахстан Закон РК от 20.07.99 г. N 449-1
32. Абыкаев Н. Казахстан - Европейский Союз: партнерство и сотрудничество // Казахстанская Правда. 2000, 24 июня, № 158-159.
33. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей / Под ред. К.К.Токаева. - Астана, 1998.
34. Байзакова К.И. Правовые аспекты сотрудничества ЕС и Казахстана // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998.
35. Байзакова К.И. Деятельность Представительства Комиссии Европейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
36. Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - “МЭиМО”, №8, 2000.
37. Бурнашов И.Л. Торгово-экономические отношения Европейского Союза со странами Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
38. Губайдуллина М.Ш. Деятельность Представительства Комиссии Европейского Союза в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
39. Губайдуллина М.Ш. Европейская интеграция в научной и общественной деятельности факультета международных отношений Каз-ГУ // Вестник КазГУ. Серия информационная. - 2000. - № 1(4).
40. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. «Экономическая и социальная география» - М., 1994.
41. Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Алматы, 1998.
42. «European Integration. The origins and growth of the European Union» Dr Klaus-Dieter Borchardt. - Люксембург, 1995.
43. Золотухина Т. «Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты» - “Вопросы экономики”, №9, 1999.
44. Ибрашев Ж.У. Европейская интеграция и коллективная дипломатия // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998. - 361 С.
45. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Евро как инструмент европейской интеграции // Континент. - 2001. - №8(46).
46. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Об идее Соединенных Штатов Европы // Казахстан-Спектр. - 2001. -.№ 2.
47. Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с.
48. «История европейской интеграции (1945 – 1994)» Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.
49. Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов.-Алматы, 1997.
50. Кукеева Ф.Т. Программа ТЕМПУ С в Казахстане // Европейская интеграция и права человека. - Алматы, 1998.
51. Кукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
52. Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. Автореферат Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва: Дипломатическая академия МИД России, 1998. – 23 С.
53. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. - Алматы, 2000.
54. Лаумулин М.Т. Казахстан и Европейский Союз // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 2(8).
55. Макашева К.Н. Интеграционные процессы в Центральной Азии и Европейский Союз // Европейская интеграция и права человека. -Алматы, 1998.
56. Макашева К.Н. Европейская программа содействия развитию демократии и демократических институтов в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000.
57. Мельянцев В.А. Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий.//Восток. - 1999, №5.
58. Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, стр. 63
59. Новости. - Алма-Ата: Интерфакс-Казахстан/ДН - 28 ноября. 2001
60. Нуракымов Р. Каков лик нашей экономики? // Мысль, 1998, №8, стр.68
61. Перейдём на ЕВРО без потерь. - Кокшетауская газета "Степной маяк", №52, 27.12.2001
62. Социально-экономическое развитие. – Агентство Республики Казахстан по статистике, 2001, июль, с. 70-71.
63. The TACIS Programme. Annual report 1995,1996,1997,1998 - Brussels, European Commission, 1996,1997,1998, 1999.
64. Шенаев В.Н. «Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 1993.
Ресурсы в Интернете.
1. http://www.evro.ru/ – «Единая Европа - Единая валюта».
2. http://europa.eu.int/ – «Europa – The European Union On-Line».
3. http://www.eur.ru/ – Представительства ЕвроКомиссии в России.
4. http://www.eur.ru/neweur/emag – Журнал «Европа».
5. http://members.fortunecity.com/podgol/index.htm – Европейская интеграция
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.