У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Роман У. Голдинга Повелитель мух
Количество страниц
63
ВУЗ
Волгоградский Государственный Педагогический Университет
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
3294.doc
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты создания речевой картины в художественном произведении 6
Выводы 16
Глава II. Основные формы речи в романе У.Голдинга “Повелитель мух” и их семантика 18
1. Роман У.Голдинга в контексте экзистенциализма 18
2. Речевая картина в романе : 31
а) авторская речь ; 31
б) несобственно-прямая речь как контаминация авторского и персонажного планов ; 43
в) диалогическая речь . 51
Выводы 58
Заключение 59
Литература 63
ВВЕДЕНИЕ
Исследование языка произведения и его речевой картины – одна из наиболее сложных и трудоемких задач в науке о языке. Художественное произведение многогранно. Язык в этом случае выступает как форма словесного искусства, как “целостное словесно-художественное единство”, “особый тип эстетической, стилевой, словесной структуры” [I, 7, с.227], и его изучение тесно связано не только с лингвистикой, но и с литературоведением и эстетикой. Так что исследователю приходится иметь дело с категориями и понятиями по крайней мере трех наук (не говоря уже о психологии творчества и психологии восприятия), состояние теории которых не дает пока еще надежной научной базы для такого исследования. До сих пор предмет, границы, терминология этих наук крайне неопределенны и расплывчаты. Опыт научного осмысления искусства вообще и словесного искусства в частности, показывает, как нелегко ответить на вопрос, что есть художественное произведение.
На теоретическом уровне проблемы монолога, диалога и авторской речи в художественном произведении приобрели актуальность и начали разрабатываться глубоко и всесторонне сравнительно недавно – только во второй половине ХХ века. Начало исследования лингвистических проблем речевой картины произведения было положено трудами Бахтина М.М., которые вошли в широкий научный обиход только в 70-е годы ХХ века. Однако реализации его идей в современной лингвистике уделяется еще недостаточное внимание.
Этих проблем касались многие русские и английские исследователи. В ходке нашей работы мы столкнулись с исследованиями З.И.Хованской, М.М.Бахтина, В.В.Одинцова, М. П. Брандес, Л.Я. Гинзбург, Л. Борового и т.д., а также таких иностранных ученых, как Р.Барт, Ю.Кристева, Р. Брэдфорд.
Однако, несмотря на большое количество исследований, конкретное использование достижений современной лингвистики художественного текста носит пока малосистемный характер. В результате, как писал В.В.Виноградов: “Изучение языка художественного произведения и определение способов его лингвистического анализа это проблемы, которым у нас посвящено очень много статей и исследований, но которые еще очень далеки не только от научного решения, но даже и от более или менее удовлетворительного объяснения.” [I, 7, с.169] Так, например, при проведении нашего исследования нам не удалось найти ни одной работы, анализирующей текст романа У.Голдинга “Повелитель мух” с лингвистических позиций, ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
В настоящей работе разрабатываются вопросы, связанные как с анализом художественной речи, так и с интерпретацией литературного произведения. Все затронутые в работе проблемы решаются на базе основного теоретического принципа – признания неразрывного единства структуры и функции изучаемого явления.
Целью данного исследования является лингвостилистический анализ отдельного произведения в его внутренней целостности и завершенности, постижение его идейно-художественной структуры на материале романа У. Голдинга “Повелитель мух”, входящего в контекст (систему) литературно-философского направления – экзистенциализма.
Конкретизируя поставленную цель, можно выделить следующие задачи изучения вышеуказанного художественного произведения :
1) выявить категорию “образ автора” в речевом целом произведения;
2) определить особенности его повествовательного стиля;
3) систематизировать формы авторской речи и специфику их взаимодействия с речевыми потоками персонажей; определить приемы построения и развития диалогической речи, структуру реплик персонажей, способы переключения стиля повествования в диалоги персонажей, соотнесение авторской речи с речью персонажей.
Объектом исследования является непосредственно художественно-прозаическое произведение Голдинга “Повелитель мух”, созданное под влиянием философского течения экзистенциализма в русле реалистической традиции и использующее древнюю, но обновленную, в том числе и Голдингом, форму притчи.
Предмет исследования может быть обозначен как определение специфики речевой деятельности во внутренней структуре избранного объекта.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемый в настоящей работе комплексный лингвостилистический подход к рассмотрению антропоцент¬рической структуры художественного текста позволил получить новые данные о языковом выражении и эстети¬ческих функциях основных категорий литературного тек¬ста: автора и персонажа. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Автор литературного произведения, как мы видели, выступает в качестве субъекта художественного отражения. Его речетворческая и эстетическая активность проявляются в словес¬ной ткани художественного произведения, особых типах связи отдельных языковых элементов в макроструктуре художественного текста. Персонаж литературного про-изведения является объектом художественного позна¬ния, что предполагает конвенциональность его речевой системы. Таким образом, образ автора является первич¬ной, или абсолютной, текстообразующей категорией ху-дожественного текста, обусловливающей сюжетно-композиционное развитие, выбор действующих лиц и распре¬деление ролей между ними, пространственно-времен¬ную структуру, характер экспрессивного содержания, архитектонику всех частей текстового целого. Иными словами, автор художественного произведения — это ос¬нова интеграции текста. Образы персонажей, являясь продуктом фантазии писателя, принадлежат к релятив¬ным, вторичным текстообразующим категориям.
Первостепенную роль в экспликации образа автора играет авторская, или повествовательная перспектива, понимаемая как избранный автором способ подачи ху¬дожественной информации системой соответствующих содержанию лингвостилистических средств. Обязатель-ным формальным компонентом повествовательной перс¬пективы, ее субъектным актуализатором является повествователь, или рассказчик — текстовая категория, составляющая существенную часть образа автора, но не тождественная ему Опосредованное выражение образ автора получает также в закономерностях композиционно-сюжетного и пространственно-временного развития литературного произведенния. В объективированном повествовании автор¬ской речи принадлежит основная роль во внешнесобытийном сюжетодвижении, речевая система персонажей развивает сюжет в сторону внутриличностных мотивов. Взаимодействие автор¬ской и персонажной речевых систем обусловливает ха¬рактер “сюжетного напряжения” литературного произведения. Авторская речь обеспечивает единство и внутреннюю логику всего композиционного целого. В романе “Повелитель мух” авторская речь занимает дополнительное по сравнению с диалогическою формой речи место и представляет собою, по сути, развернутую ремарку, выполняющую описательную, репрезентативную, сюжеторазвивающую функции.
За кажущимся бесстрастием и объективностью авторской речи скрываются чувства – симпатии и антипатии писателя. Приближение ко внутреннему миру одних героев, выраженное в виде форм несобственно-прямой речи, соседствует с дистанцированием от других, что косвенно характеризует создателя произведения к тем или иным персонажам. Формы несобственно-прямой речи, а также субъективация авторского речевого плана, проявляющаяся как почти полное слияние голосов автора и героя, относятся к наиболее ярким средствам импликации авторских взглядов при отсутствии эксплицитно выраженных оценок.
Роман Голдинга “Повелитель мух” насыщен диалогической речью. Диалоги здесь разнообразны по семантике и занимают много места. Можно говорить о базовом положении диалога в романе, тогда как все другие формы речи носят подчиненный или дополнительный характер. Однако “базовость” диалогической речи выражена здесь не в ее количественном преобладании над другими формами речи, а скорее в стилистической значимости. Будучи формой общения людей, а следовательно, “зеркалом”, отражающим возникающие между ними взаимоотношения, диалог в художественном произведении, как и диалог в жизни, наиболее ярко и достоверно демонстрирует зарождение, развитие, расцвет и, наконец, разрешение конфликтов, которые так или иначе имеют место при несовпадении жизнеощущения разных людей.
“Повелитель мух” – роман-притча, интереснейшим образом задуманный и интереснейшим образом воплощенный. Несмотря на свой сказочный, аллегорический характер, написан он по всем канонам школы реализма. Главным образом, можно говорить о создании автором совершенно реалистичного рисунка событий, которые на самом деле никогда не могли бы случиться. Ситуация, в которую попадают английские мальчики – своего рода вызов всему человечеству, и Голдинг делает смелое предположение о том, что могло бы – чисто умозрительно – из этого выйти. Несмотря на заведомую невозможность происходящего на острове, Голдинг соблюдает все правила игры, учитывает все тонкости и особенности выработанного им сюжета, и создает настолько правдоподобную, реалистичную картину, что читатель безоговорочно верит, что так бывает, что такое может случиться с любым. И начинает задумываться, что и нужно писателю.
“Слой цивилизации очень тонок”, – как будто говорит всем своим произведением Голдинг. Посмотрите, как легко, как удивительно скоро превращаются благовоспитанные английские мальчики из благополучных образованных семей в банду воинственных дикарей. Они оживляют все первобытные обряды: боевая раскраска, охота, жертвоприношения, ритуальные танцы. На последних страницах произведения Голдинг обозначает ребят из племени Джека не иначе, как словом “savage”. Они и в самом деле совершенно одичали, опьяненные безнаказанностью. В жертву зверю была принесена человеческая жизнь (а началось все со свиной головы) – в приступе безумия дикари растерзали Саймона. Но это – не последняя жертва на острове. Чем занимается племя в своем убежище? Сегодня они собираются бить одного из “своих” – Уилфреда. За что? Никто не знает. Диктат и самодурство Джека растут в геометрической прогрессии, и, что самое ужасное, племя всецело на его стороне: “Roger received this news as illumination. He ceased to work at his tooth and sat still, assimilating the possibilities of irresponsible authority”.
Ральф часто повторяет: “Are we savages or what?”, “Supposing we go, looking like we used to, washed and hair brushed – after all we aren’t savages really and being rescued isn’t a game.” [II, 1, c. 254] Словно цепляясь за соломинку, Хрюша, Ральф, Сэм и Эрик пытаются образумить дикарей, вернуться к прежнему упорядоченному укладу жизни. В данном контексте их желание умыться, причесаться, т.е. хотя бы выглядеть цивилизованно – форма протеста против одичания и – призыв одуматься.
Это призыв Голдинга всему человечеству – одуматься.
В заключение отметим, что изучение закономерностей лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж принадлежит к кардинальным проблемам стилистики художественного текста. Эти категории в наи¬большей степени отражают общие особенности литера¬турного текста как высшей формы речетворческой дея¬тельности человека.
Мы предлагаем продолжить начатое исследование форм речи и способы выражения авторских интенций в произведениях экзистенциализма на примере одного из произведений другого представителя этого литературного направления – А.Мердок.
I.
1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Вопросы литературы. 1978. № 12., с. 376.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.– М.: Художественная литература, 1975.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е.– М.: Советская Россия, 1979.
4. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 5. Т. 7.
5. Боровой Л. диалог или размена чувств и мыслей.– М., 1969.
6. Брандес М.П.// Стилистический анализ. – М.: Высшая школа, 1971.
7. Виноградов В.В. О языке художественной прозы.– М.: Наука, 1980.
8. Виноградов В.В. Проблемы образа автора в художественной литературе.– М., 1959.
9. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.
10. Гуковский Г.А . Реализм Гоголя.– М., 1959.
11. Достоевский Ф.М. Грибоедов и вопрос об искусстве. // Ф.М. Достоевский об искусстве - М., 1973.
12. Одинцов В.В. Стилистика текста.– М.: Наука, 1980.
13. Фадеев А.А. Труд писателя // Литературная газета.– 1951. 22 февраля. № 22. С. 3.
II.
1. Golding W. Lord of the Flies. – Moscow, 1982.
2. Байлс Дж. Беседы у Голдинга // Иностранная литература. 1973. № 10. с. 207-214.
3. Bradford R. Stylistics. – London & N. Y. , 1999.
4. Searle J. R. The logical status of fictional discourse. – Minneapolis , 1979.
5. Флобер Г. Письмо к Амелии Боске от 20 августа 1866г. // Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5.– М., 1956.
6. Флобер Г. Письмо к Мопассану от 15 авг. 1878 г. – Собр. соч. Т.5.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
0
Скачать бесплатно
3294.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.