У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Детская этимология в лингвокогнитивном аспекте
Количество страниц 50
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28584.doc 
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Этимология: ключевые понятия и основные разделы 5
Глава 2. Народная этимология 8
Глава 3. Когнитивная функция языка: основные понятия 12
Глава 4. Детская этимология 20
4.1. Специфика детской речи 21
4.2. Процесс словотворчества у ребенка, основные этапы и направления. Инто- и экстралингвистические факторы 23
4.3. Ключевые понятия детской этимологии, их разграничения 32
4.4. Когнитивная модель 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42


Введение
Использование любого языка невозможно без привлечения данных и знаний по этимологии. На сведения из этимологии ссылаются при изучении лексики, в частности семантики слова: как и в какой последовательности развивается значение слова, которое из слов следует считать первичным, какое – производным. Без таких сведений трудно, а иногда и невозможно разобраться в сложных семантических сдвигах, которые произошли в слове в процессе исторического развития языка. Многие вопросы строения слова и словообразования анализируются именно на основании данных из этимологии. Исследователи морфологии ссылаются на этимологию как науку для определения парадигматических значений частей речи и морфемной структуры слова.
Неслучайно в учебные планы филологических факультетов пединститутов, университетов было введено новую дисциплину "Этимология русского языка". Этимологические исследования являются источником сведений о сложном историческом процессе формирования лексического состава языка, конкретных представлениях о природной среде, социально-экономической жизни и мышления носителей языка в доисторические времена, от которых не сохранилось письменных памятников. Этимологические данные являются важными свидетельствами территориальных, экономических и культурных связей между народами. Этими факторами и обусловливается актуальность нашего исследования.
Этимологические знания являются составной частью семантического компонента языковой компетенции. В процессе онтогенеза речи овладение значением слова предшествует осознанию его этимологии. Это представляется исследователям вполне естественным, поскольку становление языковой компетенции происходит на основе речевой деятельности, а представление о языке формируется в результате развития языковой компетенции.
Языковую компетенцию в широком смысле этого понятия составляют представления человека о языковой системе и основных правилах речевого поведения. Большинство лингвистов разделяют мнение о том, что языковая компетенция – это индивидуальный вариант национального языка. Поскольку язык – многоуровневая система, то и языковая компетенция включает несколько уровней: представления о фонемах, их сочетаемости, интонационных контурах, словаре (лексикон), грамматике (строение слова, словообразовательные и словоизменительные парадигмы, структуры предложения), метаязыковая рефлексия (т.е. способность оценить свое знание языка).
Целью нашей работы является раскрытие понятия детской этимологии в лингвокогнитивном аспекте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме;
 дать характеристику этимологии как разделу лингвистики;
 провести корреляционный анализ понятий народной и детской этимологии, выявить их особенности.
Объектом исследования выступают факты детской речи в свете их лингвокогнитивной природы.
Предмет анализа составляет детская "этимология" (произвольная мотивация) как проявление рефлексии метаязыка.
Методы исследования: анализ мотиваций; метод контекстуального анализа; метод структурно-семантического анализа; метод ономасиологического анализа.
Практическая значимость состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической деятельности для исследований языковых способностей детей и выработки практических рекомендаций к работе в дошкольных и школьных учреждениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, выявление когнитивных особенностей фактов детской этимологии является вкладом в разработку вопросов семантики текста и когнитивной семантики.
Список литературы Заключение
Проведенные исследования дают основания сделать вывод, что народная этимология – это совсем не обязательно и этимология, которая возникла в народе. Детская этимологи основывается не на научных принципах анализа, а на случайных сопоставлениях, вызванных простым созвучием слов. Вместо термина народная этимология некоторые ученые предпочитают термин ложная этимология или наивная этимология. Хотя они неудачные, потому-то и научная этимология может быть ошибочной, а обе они не содержали в себе ничего наивного.
Слова в развитии постоянно теряют древние этимологические связи, иначе говоря, деэтимологизируются и становятся непонятными для этимологического анализа. Научная этимология устанавливает происхождение слова, опираясь на методы сравнительно-исторического исследования. Обычно ученые выясняют древнейшие из доступных этапов в истории слова, привлекая одновременно материал родственных языков. Детская этимология не реконструируют утраченные этимологические связки, а пытается объяснить происхождение слова, исходя из современного состояния языка.
Феномен детской и народной этимологии уже более 100 лет привлекает к себе внимание лингвистов, хотя до сих остается до конца не изученным. Искаженное звучание слов, а также их неправильное толкование на основе народной этимологии определили отношение к ней как к патологической, аномальное черты, качества речи, связанные с нарушением общепринятого употребления лексических единиц. К этому времени распространено мнение, что с повышением грамотности, культуры речи факты народной этимологии будут случаться все реже и наконец, бесследно исчезнут. Конечно, случаи народной этимологии находятся в прямой зависимости от культуры народа, но видеть в ней лишь языковой казус является грубой ошибкой.
Трудно согласиться с тем, что явление народной этимологии обречено на вымирание. Народная этимология – источник развития и обогащения национального языка, отражающий сложные взаимосвязи лексических единиц как в сфере внешнего (формального) сходства, так и в сфере семантики.
Итак, народная и детская этимологии – это не просто ошибочные и наивные объяснения происхождения разных слов, а сложное явление, которое иногда усложняет работу исследователя, изучающего историю слов. Действие народной этимологии оставило количественно значительные следы в языке, причем часто они были "замаскированные", что ученые не всегда могли отличить народную этимологию от научной. Все эти явления затрудняют этимологические исследования, заставляют исследователей изучать все новое и новый материал заставляет вникать в сокровенные тайны древнего словообразования.



Список использованной литературы
1. Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопр. психологии. – 1964. – N 5. – С. 55-71.
2. Алексеенко Ю.С. Лексика детства в сказках Льюиса Керрола // Научно-производственный журнал. – Серия: Гуманитарные науки. – 2008. - № 3. - С. 45–50
3. Аркадьева Т.Г. Семантико-ассоциативный компонент в значении окказионализмов детской речи // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 54-64.
4. Арушанова А.Г. Парадоксы детской грамматики // Дошк. воспитание. – 1991. – № 7. – С. 47-48.
5. Арушанова А.Г. Познавательная активность в процессе освоения способов словообразования // Развитие речи дошкольника. – М.: АПН СССР, 1990. – С. 39-53.
6. Беляев А.М. Проблема методов в обучении языку. – 1980. – С. 10-12.
7. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. – М.: АПН СССР, 1963. – Т. 1. – С. 311.
8. Бойко Е.И. К вопросу о механизмах умственных процессов // Вопр. психологии. – 1955. – № 2. – С. 73-82.
9. Болтивець С. Психология образования языка. – 1997. – С. 31-35.
10. Большакова Н.Н. Ономастическая игра как операциональная детерминанта идиостиля (на примере ономастикона литературных сказок Михаэля Энде) // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 48. - № 4. - С. 35-39.
11. Бурлака Я.І. Дидактичні вимоги до запитань учителя / Я.І. Бурлака, Т.К. Бурлака // Поч. школа. – 1974. – № 12. – С. 68-72.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
13. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. – Саратов: СГУ, 1981. – 323 с.
14. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: Ч. ІІ / Под ред. С.И. Абакумова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – 192 с.
15. Горелов И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 1998. – 256 с.
16. Гридина Т.А О моделировании ономастической лексики // Слово в системных отношениях. - Свердловск, 1982.
17. Гридина Т.А., Колясникова О.С. Явление мотивационной рефлексии в ситуативной и контекстной речи // Linguistica juvenis. Сборник научных трудов молодых ученых. Вып.3. Екатеринбург, 2003.
18. Гридина, Т.А. Языковая игра: Стереотип и творчество: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996.
19. Гюльвердиева Л.М. Окказиональные слова в речи дошкольников и младших школьников / Л.М. Гюльвердиева, А.М. Сакиев // Нач. школа. – 2000. – № 5. – С. 82-87.
20. Демьянков В. З. // Вопросы языкознания. – 1994. - №4. - С. 17-33.
21. Детские словообразовательные инновации / Сост. С.Н. Цейтлин. – Л.: Мысль, 1986. – С. 20-49.
22. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
23. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966. – С. 12-59.
24. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / под ред. Т.В. Булыгиной. - Изд. 2-е, стереотипное. - М., 2005.
25. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. – Л.: Наука, 1967. – С. 39-58.
26. Корнияка О.М. Эфективный методический способ исследования и розвития речи школьников // Практическая психология та социальна робота. – 2001. – № 3. – С. 16-18.
27. Кочерган М.П. Общее языкознание. – К.: Академия, 1999. – 288 с.
28. Красиков Ю.В. Психолингвистический анализ речевых ошибок: Автореф. дис… канд. филол. наук: 10.02.19. – М., 1980. – 21 с.
29. Крысин Л. Усвоение языка и речевое воспитание // Дошк. воспитание. – 1976. – № 4. – С. 32-37.
30. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: МГУ, 1996.
31. Кубрякова Е.С. Специфика актов референции в детской речи // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 4-13.
32. Кудрявцев В.Т. Как рождается субъект деятельности / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева // Нач. школа. Плюс – минус. – 2001. – № 1. – С. 13-22.
33. Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества // Материалы конференции, посвященной 30-летию лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО “Развитие детской речи: традиции и перспективы” / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 2002. – С. 15-17.
34. Кудрявцев В.Т. Проблема саморазвития детской речи: теоретико-методологический аспект // Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во РАО, 1994. – С. 109-118.
35. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
36. Левченко Т. Способы мотивации значений слов в следствии народноэтимологичкого влияния // Вестник Львов. Ун-та. - Серия филол. - 2004. - Вип. 34. - Ч. І. - С. 226-231.
37. Линк Н.А. Этимология и формирование языковой компетенции младшего школьника / Н.А. Линк // Нач. шк. плюс до и после. – 2008. – № 11. – C. 18-21.
38. Львов М.Р. Пути совершенствования речи детей // Нач. школа. – 1973. – № 4. – С. 27-33.
39. Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе: Автореф. дис… д-ра филол. наук. – М., 1973. – 39 с.
40. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Наука, 1981. – 111 с.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
42. Павлова А.Д. Дневник матери. Записки о развитии ребенка от рождения до шести с половиной лет. – М.: Учпедгиз, 1924. – 101 с.
43. Раевский О.М. Исследование психологии речи. – 1967. – С. 18-26.
44. Рыбников Н.А. Язык ребенка. – М.–Л.: Госиздат, 1926. – 81 с.
45. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Психолингвистика: Сборник статей [Переводы] / Сост. А.М. Шахнарович. – М.: Прогресс, 1984. – С. 143-207.
46. Солодилова И.А. К вопросу о соотношении понятий "эмоция" и "когниция" // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 4. - С. 348-351.
47. Сорокин Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.Н. Шахнарович. – М.: Наука, 1979. – 327 с.
48. Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – С. 58-203.
49. Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дис... канд. пед. наук (по психологии). – М., 1955. – 13 с.
50. Троянова И.М. Когнитивная функция как одна из важнейших функций языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 2. - С. 56-58.
51. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества // Вопр. психологии. – 1969. – № 2. – С. 62-73.
52. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопр. психологии. – 1974. – № 1. – С. 123-130.
53. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
54. Харченко В.К. О перспективах сопоставления инноваций детской речи с фактами истории языка // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 134-142.
55. Харченко В.К. Словарь-тезаурус детской речи. – Белгород: БГУ, 2001. – 216 с.
56. Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): Автореф. дис… д-ра филол. наук. – Л., 1989. – 40 с.
57. Цейтлин С.Н. Инновации как продукт речевой деятельности ребенка // Детская речь: Проблемы и наблюдения: Межвуз. сб. научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1989. – С. 64-74.
58. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб.: МиМ, 1997. – С. 9-49.
59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
60. Чуковский К.И. От двух до пяти: Собр. соч. в 2-х т. – М.: Правда, 1990. – Т. 1. – С. 73-404.
61. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 428 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28584.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.