У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Мышление и речь старших дошкольников
Количество страниц 43
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28510.doc 
Содержание Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы изучения развития мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………5
1.1. Структура и специфика развития детского мышления……………...…5
1.2. Основные условия развития мышления и речи у ребенка старшего дошкольного возраста………………………………….……………...11
1.3. Взаимосвязь развития мышления и речи у старших дошкольников...20
2. Экспериментальное исследование особенностей мышления дошкольников на разных возрастных этапах…………………………………………………...28
2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования………………28
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных ……….................................................................................................30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Приложения………………………………………………………………………40






Введение.
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому умственное воспитание дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. Это подтверждается и анализом психолого-педагогических исследований последних лет.
Старший дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Актуальность. Если прежде внимание исследователей было направлено на поиск содержания, доступного дошкольнику, то в последнее время проблемой становится поиск содержания в единстве с методами, которые обеспечили бы наибольший эффект в плане развития. Наряду с различными показателями умственного развития старших дошкольников выделяют и такой показатель, как развитие речи детей. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений.
Для изучения данной темы основополагающее значение имеет знание и понимание методологической основы взаимосвязи умственного и речевого развития, а именно — положения о тесной взаимосвязи мышления и речи, раскрытого в работах психологов.
Л.С.Выготский был одним из первых, кто занялся глубоким изучением мышления детей, и пришел к выводу о том, что речь с ее устойчивыми, постоянными значениями предопределяет пути, по которым движется развитие обобщений у ребенка.
Вопросы взаимосвязи умственного и речевого развития изучаются в разных направлениях: структурном (Ф.А. Сохин, В.И.Логинова, Е.М.Струнина, А.А.Смага, М.С.Лаврик, А.Г.Арушанова, М.М.Алексеева и др.); функциональном (О.С.Ушакова, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Г.А.Кудрина и др.); когнитивном (Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Г.А.Тумакова и др.).
Цель данной работы – изучить взаимосвязь развития мышления и речи старших дошкольников.
Объект исследования – мышление старших дошкольников.
Предмет исследования – зависимость развития мышления от речевого развития старших дошкольников.
На основании изученной литературы выдвигаем следующую гипотезу: развитие мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте зависит от речевого развития.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
1. Изучить особенности мышления детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть механизмы и стадии развития мышления в детском возрасте.
3. Выявить основные условия развития мышления ребенка.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей мышления дошкольников на разных возрастных этапах и проанализировать полученные данные.
Экспериментальная база исследования – НОУ «Времена года» г.Йошкар-Олы.
Список литературы Заключение
Современная школа требует от ребенка, приходящего в первый класс, высокого уровня умственного развития, которое необходимо для успешного усвоения достаточно сложных программ начальной школы. Поэтому умственное воспитание дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. Это подтверждается и анализом психолого-педагогических исследований последних лет.
Путем чувственного отражения человек познает отдельные предметы и их свойства. Основными формами абстрактного мышления явля¬ются понятия, суждения и умозаключения.
На развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и дей¬ствие социального окружения, в частности обучение и воспита¬ние. Успех обучения зависит от уровня развития, уже достигну¬того ребенком.
На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления. Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.
На развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и дей¬ствие социального окружения, в частности обучение и воспита¬ние. Успех обучения зависит от уровня развития, уже достигну¬того ребенком. Главным условием развития мышления и речи у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику.
Таким образом, речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
В результате экспериментального исследования, целью которого являлось изучение взаимосвязи развития мышления и речи старших дошкольников, мы выяснили следующее:
В результате первичной диагностики мышления детей подготовительной группы детского сада, справились со всеми заданиями 14 человек из 20. Уровень развития мышления этих детей соответствует возрастной норме. Но не все дети быстро и без помощи взрослого могут сразу справиться с некоторыми заданиями. Остальным детям понадобилась помощь и подсказка.
Второй этап диагностики начался спустя три месяца после первого. За это время половина группы посещала логопедические занятия, а другие дети, чьи родители посчитали такие занятия излишними, занимались в детском саду по обычной развивающей программе.
При повторной диагностике все дети, посещающие логопеда, справились с предложенными заданиями. Двое из 10 самостоятельно смогли найти и исправить свои ошибки.
При повторной диагностике в группе детей, не посещающих логопеда, самостоятельно справились с заданиями 8 человек, двое из которых смогли сами найти и исправить свои ошибки. Двоим детям из этой группы понадобилась помощь.
Таким образом, в результате диагностики мышления старших дошкольников, мы выяснили, что уровень мышления всех детей находится в пределах возрастной нормы. И что дети, занимающиеся с логопедом по специальной программе по развитию речи и речевого мышления, показали более высокий уровень психического развития, чем дети, не посещающие логопеда.
Как видим, развитие мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте зависит от речевого развития, в частности от результатов логопедических занятий. А это значит, что выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение в результате экспериментального исследования.




Цель работы достигнута, задачи выполнены.

Список литературы
1. Акимова М.К Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. – СПб.: Питер, 2006 г., 240 стр.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – Спб: Речь. – 224 с.
3. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно – вербальных функций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных. Заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.
5. Бурлакова И.А. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте. – М.: МГППУ, 2005 г.
6. Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. – Спб.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г. – 352 с.
7. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2001. – 80 с. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 16.).
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Академия, 2003.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
10. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. – М.: ТЦ “Учитель”, 2004 г.
11. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. – М.: ТЦ “Учитель”, 2004 г.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения. – М.: МГППУ, 2002 – 3-е изд., переработанное – 68 с.
13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения. – М.: МГППУ, 2002 – 3-е изд., переработанное – 68 с.
14. Ермолаева М.В. Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника. – М.: МПСИ, 2006. – 64 с.
15. Житко И.В., Ярмолинская М.М. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: Развитие речи; Обучение грамоте: Знакомство со звуком, слогом, словом, предложением; Подготовка руки к письму; Формирование представлений о многообразии окружающего мира, умения обобщать, классифицировать предметы и объекты: Практическое пособие – Мн.: Юнипресс, 48 с.
16. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – Спб: Речь. – 64 с.
17. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 8с.
18. Козлова С.А., Катаева Л.И. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками – М.: Линка-Пресс. – 2000 г. - 225 с.
19. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Ювента, 2001 г. – 32 с.
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.,2001г.
21. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю». – Речь, 2003 г., 80 стр.
22. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под редакцией Ю.Ф. Гархуши. – М.: Институт гуманитарных исследований, 2002 г. – 215 с.
23. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
24. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005, 384 стр.
25. Мухина В. Таинство детства. В двух томах. Том 2. – М.: У-Фактория, 2005 г. – 448 стр.
26. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект, 2001 г. – 192 с.
27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000г.
28. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2000 г.
29. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – М.: “Феникс”, 2002 г.
30. Психология детства. Практикум. / Под ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-евро ЗНАК, 2003. – 224с.
31. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. /Под ред. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.
32. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Педагогика, 2000. – 435с.
33. Романова И.А. Шпаргалки по психологии и педагогике: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 32с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2007. – 688 с.
35. Смирнова Е. О. Детская психология. Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. – М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
36. Смирнова Е. О. Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006. — 270 с.
37. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 – 26.
38. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.
39. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Апрель-Пресс, Издательство Института психотерапии. – 2005 г. – 224 с.
40. Тестирование детей. - Феникс, 2005 г. - 347 с.
41. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Изд-во Гном и Д, 2001 г.
42. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 2003.
43. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2003.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
45. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. – М.: Речь, 2003 г. – 134 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Скачать бесплатно 28510.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.