У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Особенности развития самооценки у детей 5-6 лет с дизартрией
Количество страниц
44
ВУЗ
ДВГУ
Год сдачи
2010
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей развития самооценки у детей 5-6 лет. 7
1.1. Подход к изучению личности ребенка отечественными и зарубежными исследователями. 7
1.2. Особенности развития самосознания. 10
1.3. Характеристика самооценки как структурного компонента становления самосознания личности. 12
1.4. Развитие самооценки в онтогенезе. 15
1.5. Характеристика нарушения речи по типу дизартрия 18
1.6. Особенности развития самооценки у детей с дизартрией. 25
Глава II. Задачи и методы изучения особенностей развития самооценки у дошкольников. 28
2.1. Характеристика методов изучения самооценки у дошкольников. 28
2.2. Выявление особенностей развития самооценки у детей 5-6 лет с дизартрией. 31
Заключение 40
Библиографический список 43
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» [12, ст. 40]. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим даром.
Как отмечал Песталоцци, «язык дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия» [11, стр. 512]. «Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, слово служит стержнем всей жизни» [7, стр. 3]. И действительно, посмотрев книги по детской психологии и педагогике, начинаешь осмысливать, что речь необходимо рассматривать как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания. Обучая ребенка связно, правильно и красиво излагать свои мысли; дополняя и расширяя полученные им знания посредством речи – мы воспитываем социально-подготовленную личность. При правильном подходе к обучению ребенка грамотный педагог обязательно обратит внимание на его достижения, в нужный момент поможет или похвалит, что напрямую связано с развитием у малыша адекватной самооценки.
Как известно, личностью не рождаются, личностью становятся. И очень важно учесть следующее: как мы будем воспитывать ребенка, как будем создавать общественные отношения, в которые он вступает – так он в дальнейшем будет себя реализовывать.
Одним из структурных компонентов личности является самосознание – понимание того, что человек собой представляет, какими качествами обладает, как к нему относятся окружающие и чем это вызвано. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Но в последнее время в нашей стране, по многим причинам, становится больше детей с различными нарушениями речи. Хотелось бы отметить одно из них – дизартрию. Анализ случаев с легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучения особенностей собственно речевых нарушений. Патология речи (нарушения звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого нарушения, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной его неуспеваемости в школе.
Кроме того, мы наблюдаем и такие явления, как ослабление отдельных компонентов психики – внимания, памяти, что отрицательно отразиться на его успех по устранению речевого дефекта. В связи с этим нам крайне необходимо обращать внимание ребенка на его «Я», развивать его уверенность в себе и своих достижениях. Надо «ввести» такого ребенка в коллектив, обеспечить ему всестороннее развитие, не обделять своим вниманием, и, конечно, совершенствовать речь. Ведь еще у греков и римлян публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общественного образования.
В сочинения Демократа обращается внимание на ряд вопросов касающихся воспитания детей с нарушениями речи: природосообразность воспитания, упражнения в процессе воспитания, положительные примеры взрослых необходимые для развития личности детей.
Древнегреческий педагог Плутарх, описывая систему спартанского воспитания, касался и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывает, что здесь «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления» [10, стр. 567].
Как говорила Е.И.Тихеева: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества» [7, стр. 3].
М.И.Калинин по этому поводу отмечал: «Хорошее знание родного языка необходимо уже по той простой причине, что он является орудием для изучения других предметов и что человеческая мысль тогда должна быть названа мыслью, когда она выражается словами, то есть, сформирована таким образом, что ее могут воспринимать другие люди» [4, стр. 127].
«Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по родному слову. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Воспитывая полноценную личность, надо устранять все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Необходимо, чтобы ребенок как можно раньше хорошо овладел своей родной речью, говорил правильно и красиво» [2, стр. 3].
Подобная проблема, как особенности развития самооценки у детей с различными нарушениями речи, в частности у детей со стертой дизартрией, заинтересовала своей необычностью: все знают такие слова как «личность», «самосознание», «самооценка». Но ведь можно задать вопрос: «А в чем различия между самооценкой нормально развивающихся детей, и детей с нарушениями речи?». Именно это мы и попытаемся узнать. В то же время в этой проблеме чувствуется необходимость – если подобные различия есть, то к детям-дизартрикам нужен свой подход.
Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В её основе лежат многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующих о больших компенсаторных возможностях развития детского мозга и совершенствования путей и методов логопедического воздействия.
Итак, принимая во внимание весь вышеизложенный материал, объектом исследования является развитие самосознания у дошкольников, предметом – особенности развития самооценки у детей с дизартрией. В связи с этим целью поставлено выявить особенности развития самооценки у детей с дизартрией, и предлагаем следующую гипотезу: «Считаем верным следующие предположение, что речевой дефект обуславливает особенности не только поведения, но и такую составляющую самосознания личности как самооценка - у детей-дизартриков она может быть неадекватная: либо завышенная, либо заниженная». И, конечно, хотелось бы упомянуть задачи:
1. Изучить литературу по проблеме теории и практики.
2. Изучить и апробировать методы исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить психолого-педагогические рекомендации по их практическому применению.
Список литературы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
2. Городилова В.Н. Воспитание правильной речи. – М.: Издательский центр «Академия», 1983.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1999.
4. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987.
5. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., «Просвещение», 1975.
6. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Издательский цент «Академия», 1977.
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
9. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособ. для студ. выс. и сред. пед. учеб. заведений. – М.6 Изд. Центр «Академия», 1998. с 196 по 208 ст.
10. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Т. I – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
11. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Т II – М.: Гуманит. изд. центр ВЛПДОС, 1997.
12. Аксаков К.С. Разговаривайте с ребенком// Дошкольное воспитание №8-2002г.
13. Галигузова Л.Ю. Застенчивый ребенок// Дошкольное воспитание №4-2000г.
14. Коротков М.В. О педагогах// Педагогика №4-1994г.
15. Моисеев Д.В. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание №9-1999г.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1250
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.