Быстрый переход к готовым работам
|
Развитие следственного аппарата СССР с 1963 по 1991 гг.В развитии следственного аппарата определенную роль сыграли указ Президиума Верховного Совета СССР от 06 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам МООП» и указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 апреля 1963 г. «О внесении изменений в УПК РСФСР»[1], в соответствии с которыми производство предварительного следствия, наряду со следователями органов прокуратуры и КГБ, было возложено и на следователей органов охраны общественного порядка. В связи с этим Указом Генеральная прокуратура СССР обязывалась передать основную часть штатной численности следователей в МООП СССР. Создание следственного аппарата в милиции некоторые ученные и практики расценили как «волюнтаристскую акцию» Л.И. Брежнева и Н.А. Щелокова, возглавлявшего МООП в тот период[2]. В дальнейшем в процессе становления следственного аппарата в МВД исследователи[3] выделяют три периода: 1. С весны 1963 по 1965 гг. - период , становления, к его окончанию следователи МВД расследовали 56% всех преступлений в стране; 2. С 1966 по 1969 гг. образование ГСУ МВД, усиление специализации следователей; 3. С 1969 по 1977 гг. включение следственных подразделений в состав районных, городских и окружных органов внутренних дел, завершение формирования единого структурного построения следственного аппарата. Другие авторы[4] выделяют 2 периода: 1. С 1963 по 1979 гг. следственный аппарат МВД сформировался и утвердился, став самым крупным органом следствия в стране. К 1979 г. им расследовалось 2/3 всех уголовных дел. 2. С начала 1979 г. следователи МВД расследовали 93% всех совершаемых в стране преступлений, по которым следствие обязательно, в том числе преступления, совершенные несовершеннолетними. Проведены функциональ- но-структурные изменения: в большинстве МВД-УВД-ГУВД образованы следственные управления, начальник СК МВД становится заместителем министра, начальники СУ УВД - заместителями начальников. Продолжается этот период до выделения СК из МВД в относительно независимый правоохранительный орган. С 1 июля 1963 г. действовали четыре (учитывая дознание МООП, фактически проводящее следствие) следственных аппарата, отличающихся между собой только ведомственной принадлежностью и подследственностью уголовных дел. Такая организация следственного аппарата, порождающая параллелизм и споры о подследственности, делала актуальными вопросы об его реорганизации. Изучение следственной практики 1961-1965 гг., анализ уровня следствия, его качества и сроков, учет состояния стабильности следственных кадров и их фактического процессуального положения свидетельствовал о необходимости принять действенные и радикальные меры по коренной перестройке и дальнейшему совершенствованию организации следственного аппарата.[5] Реакцией со стороны государства было принятие 10 декабря 1965 г. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и общественного порядка». В постановлении отмечалось, что следственный аппарат страдает многими серьезными недостатками, что он является слабым звеном в системе государственных органов. Такое положение в значительной мере объяснялось низкой деловой квалификацией многих следователей, большой текучестью кадров.[6] По результатам проведенных в 1969 г. социологических исследований за создание единого следственного аппарата - Следственного комитета при Совете Министров СССР - высказались 48% из числа опрошенных следователей прокуратуры и 45,9% из числа опрошенных следователей МВД СССР[7]. В отношении такой реорганизации высказались Ю.В. Солопанов, С.В. Мурашов, Г.М. Ясинский, И.Д. Перлов, И.В. Михайлов, Б.А. Галкин, В.С Ти- кунов, М. Касымова и др. Все указанные авторы считали, что множественность следственных аппаратов создала в организации следствия параллелизм, который не способствует успешной борьбе с преступностью, что следователь не приобрел необходимой процессуальной самостоятельности и независимости от прокурора, что органы дознания должны быть лишены полномочий по производству расследования дел в полном объеме. Однако встречался и иной подход к данной проблеме. Г.Ф. Горский, оценивая существование нескольких следственных аппаратов, предлагал сосредоточить оперативную и следственную работу в следственном аппарате, для чего необходимо было «создать два параллельно действующих аппарата, сочетающих следственную и оперативную службу в системе МООП и КГБ с единым процессуальным режимом расследования и организации прокурорского надзора за расследованием. За прокуратурой необходимо оставить функции надзора».[8] Министр охраны общественного порядка РСФСР B.C. Тикунов высказывался за необходимость решения вопроса о создании единых следственных органов следствия в районном звене, а в городах областного и республиканского подчинения без районного деления: «было бы целесообразно всех следователей сосредоточить в существующих там следственных аппаратах органов охраны общественного порядка». При этом Тикунов в качестве недостатков сам же указывал слабую координацию и взаимодействие между следователями и опера- тивно-розыскными службами, сращивание следственной и оперативнорозыскной деятельности, дублирование в производстве следственных действий, недостаточную раскрываемость преступлений, низкое качество следствия и его волокиту.[9] С.В. Чистякова, напротив, считала, что для успешного выполнения следственных задач немаловажное значение имеет правильная организация предварительного расследования, наиболее целесообразное разграничение компетенции между органами, его осуществляющими. Большое значение для организации успешной борьбы с преступностью, по её мнению, имеет правильный выбор органов, которым следует предоставить право производства дознания и предварительного следствия, что подтверждено историей развития органов предварительного следствия в нашей стране, характеризующейся поиском лучших форм организации расследования. Предварительное следствие по подавляющему большинству дел о преступлениях, по мнению Чистяковой, было бы целесообразно сосредоточить в одном органе (за исключением дел, подследственных следователям КГБ). Большая мобильность, оперативность, тесный контакт с оперативными службами МООП обеспечивает лучшее раскрытие и расследование преступлений. В прокуратуре следовало бы сохранить небольшой штат следователей для расследования дел о некоторых категориях преступлений (преступления против правосудия, должностных лиц правоохранительных органов, дела об особо опасных и сложных преступлениях). Расследование воинских преступлений должно производиться военными следователями.[10] Н.В. Жогин выступал как оппонент реорганизации следствия, рассматривая все следственные звенья страны как единый следственный аппарат, приводил доводы против выделения следствия из ведомств или его подчинения другим ведомствам и полагал, что «все предложения в этом направлении не имеют под собой сколько-нибудь реальной почвы».[11] К концу 70-х гг. XX в. значительно возросла штатная численность следственного аппарата МВД (на 01.01.1978 г. она составила 13,7 тыс. штатных единиц против 8,5 тыс. в 1964 г.). Улучшился и качественный состав следователей, около 85% которых имели высшее юридическое образование, а более 60% - стаж работы свыше трех лет. Это дало основания законодателю передать в подследственность следователей органов внутренних дел уголовные дела о так называемых «хозяйственных» преступлениях (хищения, должностные злоупотребления, взяточничество и ряд других), а с 01 сентября 1978 г. - все преступления, совершенные несовершеннолетними. Концентрация оперативно-розыскных служб и следственных подразделений в системе органов внутренних дел под единым руководством неизбежно приводит к зависимости следователя от оперуполномоченных. Стремлением исключить такое положение было продиктовано подчинение образованных в 1963 г. районных следственных подразделений не рай-(гор) органам внутренних дел, а непосредственно следственным отделам областных УВД. Однако функционирование в каждом районе двух учреждений одного ведомства, независимых по службе, но связанных процессуальными отношениями по каждому делу, поставило МВД перед необходимостью часто входить в рассмотрение конфликтов, возникающих между следователями и милицией. Этому, однако, вскоре был положен конец: с 1968 г. следственные подразделения были включены в состав местных органов внутренних дел на правах одной из служб и подчинены начальникам этих органов.[12]
[1] Ведомости Верховного Совета СССР. 1963. № 16. Ст. 181 [2] Турчин Д.А. Выводы из ближайшей истории органов прокуратуры и следствия в России // Известия Вузов. Правоведение. 1998. № 2. С. 35-36 [3] Кукушкин Ю.А. Общие вопросы организации следственной работы. Лекции по спецкурсу. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1975. С. 15-16; Организация расследования преступлений / Р.С. Белкин, А.А. Чувилев. Вып. 1. М., 1977. С. 14-17 [4] Кулагин Н.И. Ведомственный процессуальный контроль в системе предварительного следствия органов внутренних дел. Учебное пособие. Краснодар: Юридический институт МВД России, 2001. С. 14 [5] Стремовский В.А. Участники предварительного следствия в советском уголовном процессе. Ростов н/Д.: Изд- во Ростовского ун-та, 1966. С. 62. [6] Сборник действующих приказов и инструкций Генерального Прокурора СССР. М.: Юрид. лит., 1966. С. 62-63 [7] Горский Г.Ф. Научные основы организации и деятельности следственного аппарата в СССР. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970. С. 60. [8] Горский Г.Ф. Выявление и изучение причин преступности в стадии предварительного расследования. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964. С. 61-62 [9] Тикунов B.C. О дальнейшем совершенствовании предварительного следствия // Советское государство и право. 1965. № 6. С. 9 [10] Чистякова С.В. Органы предварительного расследования преступлений и разграничение компетенции между ними. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964. С. 3-15 [11] Жогин Н.В. Роль и место следственного аппарата в СССР // Соц. законность. 1969. № 4. С. 17. [12] Ларин А.М., Савицкий В.М. Каким быть следственному аппарату // Советское государство и право. 1991. № 1. С. 32
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|