Быстрый переход к готовым работам
|
Личностный потенциал профессионального развития преподавателя вузаДля понимания особенностей профессионального развития человека необходимо разобраться, что вкладывается в категорию развитие как в общенаучном, так и психолого-педагогическом аспекте. Обратимся к важному термину и категории педагогики и психологии -"развитие", который олицетворяет вершину инноваций конца XX начала XXI века в психолого-педагогической практике. Что касается термина «развитие», то хотя и нет явной дискуссии по его определению, положение представляется довольно сложным. Впрочем, в научном мире довольно единодушно считается, что развитие есть движение от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному. Приведенное понимание развития, построенное по законам формальной логики, представляется на первый взгляд убедительным и очевидным. Внешняя очевидность его приобретает форму аксиомы, и, не ограничиваясь одной философией, оно проникает в другие науки. Можно привести десятки определений развития, в которых так или иначе варьируются изложенные три постулата. А.П. Шептулин понимает развитие «как поступательное движение по восходящей линии, как изменение, в ходе которого совершается переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному» [165]. И.Н. Смирнов считает, что «объективный характер развития, определяющий методологическое значение этого принципа, заключается именно в наличии момента качественного изменения, изменения от низшего к высшему, от простого к сложному» [135]. Т.С. Васильева и В.В. Орлов подчеркивают: «Основой классификации реального многообразия является идея развития, движения от низшего к высшему, от простого к сложному» [19].
88 Следует отметить, что понятия «новое», «старое», «низшее», «высшее» не являются философскими категориями, и все существующие попытки возвести их в ранг философских - закончились крахом. Отсутствие научного статуса у этих понятий, а, следовательно, строго фиксированного содержания, делает их использование неизбежно путаным и противоречивым. Реальный смысл для науки имеет только такое понимание развития, которое осознается как абстракция, как предельное обобщение множества реально существующих типов изменений, на которое и должно быть обращено внимание. Слово «развитие» ввел в науку английский ученый Уильям Гарвей (1578 - 1657). Рассматривая вопросы эволюции, он пришел к выводу, что «все живое происходит из яйца». То есть развитие понимается им как распрямление, раз-витие уже заложенного в зародыше [59]. Невольно возникает вопрос: почему первые 2300 лет своего существования философия и наука обходились без термина «развитие»? Почему философия, уже сделавшая гениальные открытия во всех областях: природе, познании, человеческом бытии, - в то же время игнорировала проблему развития? Успехи науки нового времени, а наука, по справедливому замечанию В.И. Вернадского, есть единственная область, где развитие присутствует безусловно, привели к тому, что развитие знания о мире, о предмете переносилось на движение самого мира, самого исследуемого предмета. Человеку свойственно переносить понятие развития, часто не задумываясь, «по аналогии», на окружающую природу, на весь мир социума и культуры. Причина повышенного внимания к развитию заключается в том, что человек - единственный из всех биологических особей ставит жизненно важные цели, имеет ценностные ориентиры изменения своего статуса, что и выражается в категории «развитие», хотя педагоги, психологи и социологи порой затрудняются в подборе четких критериев для измерения «развитости». Если
89 способность к развитию потенциальна и присуща всей материи, то актуально она проявляется лишь в высших формах ее движения. В качестве рабочего возьмем определение, данное А.А. Макареней: «Развитие есть развертывание, разворачивание потенциальных возможностей, заложенных в сложноорганизованных системных образованиях» [75, с. 10]. При таком понимании основное отличие развития от неразвития состоит в том, что, если при самоорганизации, присущей всей материи, главным выступают внешние силы и тенденции, то в развитии определяющим является внутренняя предрасположенность, автономность, «самость» рассматриваемого объекта. Развитие неорганических систем, живого мира, человеческого общества подчиняется общим законам диалектики. Для развития характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс имеет начало и конец. Причем уже в начале в тенденции содержится конец развития, а завершение данного цикла развития кладет начало новому циклу, в котором могут повторяться некоторые особенности первого. Развитие - имманентный процесс: переход от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть результат развития низшего. При этом только на достаточно высокой ступени развития полностью выявляются и впервые становятся понятными «намеки» на высшее, содержащиеся в низшем. Личность как целостная система подвижна, динамична, открыта. Она изменяется, развивается в зависимости от изменения и развития общества, социальной среды. Одни черты или проявления развития личности в этом процессе теряются, другие формируются и крепнут. Личность эволюционирует в определенном направлении, в том, которое на данном этапе создается социумом, развитием цивилизации.
90 Профессиональное развитие человека непосредственно связано с развитием его психики. Известно, что развитие психики - это последовательное во времени, прогрессирующее (хотя и включающее в себя отдельные моменты регресса) изменение психических процессов, выраженное в их количественных и структурных преобразованиях [116]. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, а также способностью к накоплению изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими [101]. В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются и некоторые периоды, скачки развития. Изучение личностного потенциала профессионального развития и профессионализма человека следует начинать с анализа свойств и характеристик человека-профессионала, обеспечивающих высокие показатели его профессиональной деятельности. К изучению свойств человека-профессионала мы считаем необходимым подходить с двух сторон, учитывая теоретические подходы и Б.Г. Ананьева, и С.Л. Рубинштейна. С одной стороны, в соответствии с концепцией Б.Г. Ананьева, индивидуальность, присущая профессионалу, складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как профессиональной личности и как субъекта профессиональной деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Соответственно, способности, присущие профессионалу, следует рассматривать как свойства, имеющие онтогенетическое происхождение. С другой стороны, в соответствии с деятельностной концепцией С.Л. Рубинштейна, названные выше способности формируются и совершенствуются в процессе профессионального обучения и опыта профессиональной деятельности. Они зависят также от вида деятельности, технических средств, условий деятельности и ряда других объективных и субъективных факторов. Приведем основные методологические подходы и концепции, на кото-
91 рые мы опирались при обосновании и определении составляющих личностный потенциал профессионального развития как интегрального качества человека. 1. Системный подход (Б.Ф.Ломов), отражающий законы взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов системы «человек-профессия». Научная идеология системного подхода обуславливает необходимость изучения личностного потенциала профессионального развития как системного свойства, которое образуется в связи с включением и в результате включения человека в профессиональную деятельность. Изучение объекта с позиций системного подхода в общем случае требует его рассмотрения одновременно в нескольких планах [73]. Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого с объектами того же класса. Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое. В качестве компонентов необходимо выделять не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В частности, Б.Ф.Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, которые обеспечивают различные формы взаимосвязи человека с окружающей средой. Третий план фиксирует объект в его отношениях к системам более высокого уровня. Наконец, четвертый план предполагает раскрытие у объекта исследования движения (развития) его микросистем. Системный подход в изучении и развитии личностного потенциала профессионального развития человека определяет взаимосвязь путей и методов достижения требуемого уровня этого свойства, комплексный характер внешних факторов и условий, разнообразие уровней и механизмов психической актуализации и активизации личностного потенциала профессионального развития, возможность взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психической системы деятельности при поддержании требуемого уровня
92 индивидуального потенциала профессионального развития человека. Мы считаем, что эффективность деятельности при включении человека в трудовой процесс играет системообразующую роль и отражает особенности тех системных связей, которые существуют между отдельными компонентами личностного потенциала профессионального развития, а по мере его реализации в деятельности характеризуют профессионализм как интегральное качество человека-профессионала. 2. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев) позволяет установить причинно-следственные связи на разных уровнях макроструктуры профессиональной деятельности и проникнуть в суть явлений, определяющих особенности формирования и проявления индивидуального потенциала профессионального развития человека и его профессионализма. Приведем основные принципы деятельностного подхода, вытекающие из теории деятельности А.Н.Леонтьева [71]:
Г.В.Суходольский развил психологическую теорию деятельности и сформулировал ее основные постулаты [140]. Постулат взаимодействия. Взаимодействие человека с миром реализуется в единстве противоположностей внешней и внутренней, материальной и идеальной, психической и непсихической человеческой активности во всех видах и формах деятельности. В психологии труда взаимодействие субъекта с объектом интерпретируется как система профессиональных деятельностей. При этом психика человека (как индивида, субъекта деятельности, личности и
93 индивидуальности) трактуется как «наполненная» конкретным профессиональным содержанием, охватывающим не только производственно-технические знания, умения и навыки, но и чувственную и интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы, составляющие суть способностей и ядро личности - индивидуальность каждого специалиста (К.К.Платонов, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков). Следствия из постулата взаимодействия: а) положение о диалектическом единстве интериоризации и экстериори- б) положение о единстве процессов и результатов, процедур и образов, Постулат активности. Психика активна, а не реактивна по своей природе и сущности (что, конечно, не исключает компонентов реактивности), -активна на всех уровнях и во всех формах реализации деятельностей индивидов, групп и коллективов. По Г.В.Суходольскому, следствием из постулата активности является положение о примате продуктивного, творческого начала над началом репродуктивным и нетворческим, чем и обеспечивается системогенез деятельности. В.А.Хайкин в своей монографии, посвященной изучению характеристик и развитию активности, также отмечает, что главным в активности человека выступают не адаптивные ее свойства, а преобразовательные [156]. Постулат нормативности и вариативности. В деятельности все одновременно нормативно и вариативно. Нормативность представляет собой реализацию тенденции к сохранению всего полезного, что приобретено в деятельности. Вариативность, наоборот, есть реализация тенденции к изменению достигнутого для целесообразного улучшения, совершенствования. Всякий
94 норматив отражает часть содержания деятельности. Следствия из постулата нормативности и вариативности: а) положение об алгоритмичности и стохастичности деятельности; б) положение о неадекватности жестких программ и машинообразных способов действий для человека; в) положение о необходимости гибких средств для выражения постоянного и переменного в содержании и операциональной стороне деятельности. 3. Личностный подход (К.К.Платонов [104]), позволяющий связать личностный потенциал профессионального развития человека не только с его профессиональными характеристиками, но и с особенностями мотивацион-ной, когнитивной, эмоционально-волевой, характерологической и др. сферами личности. В широком смысле личностный подход к изучению личностного потенциала профессионального развития человека предусматривает также оценку влияния на него таких структурно-динамических характеристик, как особенности состояний различных систем и функций организма, обеспечивающих энергетический потенциал человека. Таким образом, личностный подход при психологическом изучении личностного потенциала профессионального развития человека определяет необходимость ориентации на психологические и физиологические резервы человека. В настоящее время большинство специалистов (Корнеева, Платонов, Шадриков и др. [64, 104, 160] склоняется к мнению, что личностный подход -это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но прежде всего изучение путей становления целостной личности профессионала. При характеристике личностного потенциала профессионального развития мы также опирались на концепцию регулирующей роли психического отражения и психического образа (Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко [46], Д.А.Ошанин [96], В.П.Зинченко [51] и др.).
95 Психический образ играет ведущую роль в регуляции профессиональной деятельности, особенностях ее формирования и развития. Закономерности психического отражения предметного мира, соотношение образных конструктов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям успешного освоения и эффективного осуществления профессиональной деятельности, возможность мобилизации функциональных ресурсов в экстремальных условиях определяют особенности личностного потенциала профессионального развития человека в связи с конкретной профессиональной деятельностью. Рассмотрим содержание вводимого нами понятия «личностный потенциал профессионального развития человека». В своих трудах Г.В. Суходольский пишет о потенциалах и ресурсах деятельности и работы. Работу автор представляет в виде последовательного решения задач деятельности на рабочем месте. В качестве ресурсов работы субъектов автор рассматривает информацию, материал и энергию. Сама же работа, по мнению исследователя, выступает в этом случае «ресурсом функционирования деятельности» [140, с.77]. В качестве потенциалов деятельности - знания, умения, навыки, социальный опыт и опыт деятельности. К личностному потенциалу профессионального развития некоторые авторы также относят и физическую тренированность человека. Физическая тренированность на первых порах обеспечивает работоспособность в условиях учебной организации деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде и устойчивую работоспособность, быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий. Высший уровень физической тренированности обеспечивает устойчивость к экстремальным нагрузкам, к широкому диапазону воздействий физической и профессиональной среды. В процессе реализации профессиональных функций потенциалы и ресурсы преобразуются в результаты. При дефиците или избытке потенциалов и
96 ресурсов необходимое равновесие нарушается. Возникают профессиональные деформации - известные проблемы недогрузки или перегрузки работников с не менее известными последствиями (монотония и психическая напряженность, снижение готовности, производительности, надежности и качества труда, качества продукции, деформации личности и т.д., а в случае преподавательской деятельности - «профессиональное выгорание»). Очевидно, что в рассматриваемом контексте речь идет, в большей степени, о внешних ресурсах как источниках успешной (результативной) деятельности. В свою очередь, продолжая логическую цепочку, предложенную Г.В. Суходольским, можно говорить о деятельности как потенциале формирования и развития профессионализма человека. Понятие личностного потенциала профессионального развития (ЛППР) человека включает, с одной стороны, реальные профессиональные возможности, его готовность к эффективной профессиональной деятельности, с другой - нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека. При этом профессионализм (как интегральное свойство человека-профессионала), являющийся продуктом развития, сформировавшись, сам становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и профессионального развития.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html |
|