У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Профессиональная деятельность как условие развития и реализации личностного потенциала

В связи с рассмотрением профессиональной деятельности преподавателя вуза в качестве условия реализации индивидуального ресурса профессио­нального развития человека считаем необходимым уточнить содержание по­нятий «профессиональная деятельность» и «личностный потенциал» и их взаимосвязь.

При исследовании системы «человек - профессия» следует принимать во внимание целый комплекс характеристик человека, от которых в большей

 

69

или меньшей степени зависит конечный успех в профессиональном станов­лении человека и которые в совокупности определяют содержание личност­ного потенциала профессионального развития. Важнейшей составной частью индивидуального ресурса профессионального развития человека является его профессиональная пригодность. Рассмотрим ее основные элементы и состав­ляющие.

Е.А. Климов выделяет пять основных элементов профпригодности, ко­торые образуют нечто целое - систему [55]:

  1. Гражданские качества - идейный и моральный облик человека, его нравственные качества и т.д.
  2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной об­ласти деятельности.
  3. Дееспособность - состояние физического и психического здоровья, физическое развитие, общие способности, в основе которых лежит актив­ность и саморегуляция. Частным выражением общих способностей, по мне­нию Е.А.Климова, являются, например, склонность к постоянной занятости, развитый самоконтроль, инициативность, «творческость» - непредвзятый подход к решению возникающих профессиональных задач.
  4. Специальные способности и другие профессионально важные качест­ва для отдельной деятельности и нескольких ее видов.

5. Профессиональная подготовленность - знания, навыки, умения, опыт.
В.А. Бодров выделяет следующие основные характеристики человека,

которые предопределяют уровень его профпригодности [44]:

  • профессиональная мотивация как побудительная и направляющая ак­тивность личности на удовлетворение не только биологической потребности, но и прежде всего потребности в труде, познании, общении, самоутвержде­нии, самореализации и т.д.;
  • общая и профессиональная подготовленность в форме предваритель­ных (для освоения профессии) и квалификационных (с учетом уровня про-

 

70

фессионализации) знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения типовых и внештатных трудовых задач;

  • уровень функциональной готовности и резервов организма к трудовой деятельности, развитие профессионально важных физиологических функций анализаторов и физических качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость);
  • состояние индивидуально-психологических функций человека и про­фессионально важных качеств для конкретной деятельности, характеризую­щих познавательные процессы и психомоторику, темпераментальные, харак­терологические и эмоционально-волевые особенности личности.

Отечественные ученые подчеркивают, что в профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное - это, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свой профессио­нальный путь (Митина Л.М. [92]).

Основным же фактором профессионального развития является внут­ренний мир человека, его активность, потребность в самореализации.

Решающее влияние на процесс профессионального развития оказывают заложенный личностный потенциал в человеке, ресурсы личности, возмож­ность их развития и совершенствования. Кроме того, движущими силами развития человека как субъекта деятельности, как личности являются возни­кающие в процессе развития внутренние противоречия.

Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, противоречия между стремле­ниями, возможностями, потенциалами человека и его интересами, отноше­ниями, направленностями (или, по терминологии В.А. Ганзена и Л.А. Голо-вей, - противоречие между потенциями и тенденциями [24]) разрешаются в деятельности и служат движущими силами развития индивидуальности че­ловека.

В.А. Машин выделяет три стадии развития личностного потенциала, связывая их с возникновением и разрешением внутренних противоречий [86,

 

71

87]:

1) стадию развития (разрешения противоречия); 2) стадию порождения нового внутреннего противоречия; 3) стадию поиска внутренних путей пре­одоления возникшего внутреннего противоречия.

Признавая, что важнейшим источником развития является разрешение противоречий, Л.М. Митина делает акцент на внутриличностном противоре­чии. Внутриличностное противоречие определяется как «субъективно пере­живаемое рассогласование тех или иных тенденций в самосознании личности (оценок, притязаний, установок, интересов), которые взаимодействуют и из­меняют друг друга в процессе своего развития» [91, с.79]. Л.М. Митина от­стаивает позицию, согласно которой профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, де­терминирующий способность личности превращать собственную жизнедея­тельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации. В качест­ве основных факторов развития рассматривается внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. По мнению автора, объектом профессионального развития и формой реализации личностного потенциала человека в профессиональной деятельности являются интегральные характе­ристики его личности: направленность, компетентность, а также поведенче­ская и эмоциональная гибкость. Исследователь считает, что выделенные ин­тегральные характеристики личности профессионала являются психологиче­ской основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной сте­пени) [90].

В.А. Бодров в качестве основной движущей силы развития личности называет противоречие между требованиями деятельности и уровнем раз­вития как отдельных личностных образований, так и профессионально ори­ентированных структур психики. Исследователь напоминает, что, помимо профессиональной деятельности, и другие формы поведенческой активности

 

72

личности детерминируют ее развитие, а между требованиями различных ви­дов поведенческой активности к психической сфере человека тоже могут быть противоречия [14].

В психолого-педагогической теории деятельности профессиональная деятельность описывается вектором «мотив-цель». Под целью понимается идеальный, или мысленно представляемый результат. Образ-цель определяет критерии отбора информации о состоянии предмета труда, орудий труда и среды, направляет процесс переработки информации и принятие решений, корректирует исполнительные действия. Ведущая роль понятию «мотив-цель» отводится в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина, К.К. Платонова и др., посвященных психоло­гическому изучению деятельности. Под мотивом понимаются внутренние по­буждения человека к данной деятельности. В.Д. Шадриков отмечает, что в качестве таких причин могут выступать потребности личности, мировоззре­ние, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки [159, с. 157-168].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/317934.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.