Быстрый переход к готовым работам
|
Реализация экспериментальной модели формирования нравственных ценностных ориентации в образовательном процессе ДОУНа формирующем этапе эксперимента для детей экспериментальной группы реализовывалась разработанная нами педагогическая модель, представленная выше в параграфе 2.2. В образовательный процесс детей контрольной группы никаких изменений не вносилось. Вначале в качестве специальной цели образовательного процесса ДОУ-участников эксперимента, была сформулирована цель: формировать нравственные ценностные ориентации детей в единстве когнитивного, эмо-тивного и поведенческого компонентов. Эта цель конкретизировалась в ряде задач, в которые входило: ознакомление детей с системой общечеловеческих нравственных ценностей, доступных для детей старшего дошкольного возраста (подробно охарактеризована в параграфе 1.2); формирование ценностных представлений детей о нравственных качествах личности; развитие их положительного отношения к нравственным ценностям-качествам и адекватных эмоциональных реакций на нравственные и безнравственные поступки; формирование нравственного поведения и направленности личности дошкольников. На основе выявленной и охарактеризованной в теоретической модели системы педагогических условий, способствующих эффективному формированию нравственных ценностных ориентации старших дошкольников, была проведена соответствующая работа по изменению образовательного пространства ДОУ-участников эксперимента. Вначале была осуществлена специальная подготовка педагогов ДОУ (воспитателей, музыкальных работников, инструкторов по физкультуре, псит хологов и др.) к формированию нравственных ценностных ориентации у детей. Для апробации педагогической модели было важно, чтобы педагоги ДОУ лично приняли актуальность предложенной нами проблемы, заинтересовались возможностью определения педагогических условий формирования личности, способной ориентироваться на нравственные ценности в процессе жизнедеятельности. Данная работа была построена в ключе творческого со- 147
вместного поиска методов, форм, средств формирования нравственных ценностных ориентации у старших дошкольников. Для этого актуализировались цели и задачи эксперимента, проведен курс лекций и ряд бесед с педагогическим персоналом по проблемам формирования нравственных ценностных ориентации у детей старшего дошкольного возраста. Примерная тематика лекций для воспитателей приведена в Приложении № 5. Неоднократно проводилось анкетирование, в процессе которого были выявлены особенности понимания педагогами проблемы нравственности, их видение причин безнравственного поведения детей и взрослых в современном мире, ключевых нравственных ценностей и нравственных качеств личности, которые необходимо формировать уже с дошкольного детства. Анкеты для педагогов ДОУ представлены в Приложении № 6. Результаты занятий с педагогами еще раз подтвердили мысль о том, что только нравственный человек может сформировать нравственную личность; только тот, кто ориентируется в своей жизни на нравственные ценности, может воспитать людей, ориентирующихся на нравственные ценности. Поэтому работу по формированию нравственных ценностных ориентации детей следует начинать с собственного самовоспитания и нравственного совершенствования. С этой целью педагогам были предложены советы по самовоспитанию, которые приведены в Приложении № 7. Следующим шагом в реализации экспериментальной программы стало совместное с педагогическим персоналом выявление индивидуальных и возрастных особенностей, задатков и возможностей, интересов и потребностей, ожиданий и переживаний воспитанников, опора на которые выступает одним из наиболее важных педагогических условий исследуемого процесса. Для этого преимущественно использовались методы наблюдения за воспитанниками в различных видах деятельности, беседы с ними и их родителями. В соответствии с выделенными педагогическими условиями в ДОУ-участниках эксперимента стремились создать среду, подходящую для свободного и полноценного личностного развития ребенка. С этой целью в каж- 148
дой возрастной группе выделялись центры (зоны), содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий, предоставляя право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей дошкольников. Особое внимание при организации предметной развивающей среды обращалось на подбор игрушек и игр позитивного нравственного содержания. Одним из принципов нашей работы было отсутствие в группах игрушек, играя в которые ребенок «мог разрушать мир» - виды оружия, роботы, пираты, военная техника и т.п. Существенную роль в формировании ценностных ориентации детей дошкольного возраста выполняют такие средства, как мягкие игрушки, влияющие на развитие нравственных чувств. Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого они сделаны, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Кроме того, кукла воспринимается ребенком как идеальный друг, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков [121, 127]. В связи с этим при организации предметной развивающей среды мы обращали внимание на наличие мягких игрушек (мишки, зайца, собаки и т.п.) и кукол в группах ДОУ. Важным элементом развивающей нравственной среды и педагогическим условием процесса формирования нравственных ценностных ориентации на предшкольном этапе образования выступает создание атмосферы доброжелательности, уважения и доверия в образовательном процессе ДОУ. Становление нравственных ценностных ориентации, главным образом, происходит во взаимодействии людей (в совместной деятельности, в общении). Воспитатели старались вызывать у детей ощущение психологической защи- 149
щенности, чувства уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Педагоги своим поведением показывали, что понимают воспитанников и готовы порадоваться их успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Главными принципами образовательного процесса стали гуманистические идеи понимания, принятия и признания детей как равноправных партнеров во взаимоотношениях с педагогами. Взрослые, работающие с детьми, старались смотреть на происходящее одновременно с точки зрения ребенка и со своей собственной, проникать во внутренний мир воспитанника, отстраняясь от своих собственных представлений и побуждений. Это позволяло понимать детей, видеть побудительные мотивы, движущие ими, планировать или корректировать процесс формирования нравственных ценностных ориентации, опираясь на интересы и потребности воспитанников. Педагоги старались научить воспитанников на собственном примере уважительному отношению к окружающим, их принятию, учету их мнения. В процессе формирования нравственных ценностных ориентации за дошкольниками признавалось право голоса воспитанника в решении различных ситуаций. Педагог, знакомя детей с образцами и эталонами оценки различных норм поведения, выработанными в социуме и отечественной культуре, разъяснял личностную значимость различных вариантов поведения для ребенка и предоставлял ему возможность выбора.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/422371.html |
|