У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Концепция бизнес-модели в исследованиях социального предпринимательства

Понятие «бизнес-модель» стало широко упоминаться в 1990-е гг. для анализа деятельности компаний, работающих в сфере информационных технологий, и постепенно стало использоваться и в других отраслях экономики. Появление новых бизнес-возможностей, связанных с развитием Интернета, позволило компаниям создавать новые предложения в рамках взаимодействия с поставщиками, клиентами, конкурентами. В современной теории менеджмента широко используется термин «бизнес-модель» для описания процесса создания организацией ценности [Guo, Zhao, Tang, 2013; Катькало, 2008; Amit, Zott, 2001; Chesbrough, Rosenbloom, 2002], способа генерирования дохода [Stewart, Zhao, 2000; Drucker, 1954]. Бизнес-модель, с одной стороны, помогает понять логику уникальных для фирмы способов создания ценности, в первую очередь для клиентов, а с другой стороны, объясняет процесс извлечения и присвоении фирмой доходов от деятельности. Amit and Zott (2011) подчеркивают важность понятия «ценность»[1], которое занимает центральное место при анализе бизнес- модели. Создание ценности от деятельности происходит, когда после вычета всех альтернативных издержек используемых ресурсов полезность для конкретного члена общества увеличивается, а присвоение ценности от деятельности происходит, когда конкретный субъект, осуществляющий деятельность, способен присвоить часть создаваемой ценности после учета всех затрат, связанных с использованными ресурсами [Mizik and Jakobson, 2003; Santos, 2012]. Так, ясно, что создание ценности измеряется на уровне общества, системы, а присвоение ценности на уровне конкретной организации или иной единицы анализа [Santos, 2012].

Применение бизнес-модели в исследованиях организаций согласно Р.Амит и К.Зотт [Amit and Zott, 2011] позволяет, во-первых, использовать новый, не традиционный уровень анализа (помимо отрасли, организации, сети и т.д.). Несмотря на то, что бизнес-модель относится к конкретной фирме, границы бизнес-модели простираются намного шире и включают сети, взаимодействие с заинтересованными сторонами, отношения с клиентами, поставщиками и т.п. Во- вторых, через изучение бизнес-моделей можно попытаться не только ответить на вопрос что компании производят, чтобы удовлетворить потребности определенного рынка, но и как они это делают. В-третьих, многие исследователи [Теесе, 2010; Amit, Zott, 2011] анализируют операционную деятельность при рассмотрении бизнес-модели, которая помогает понять логику построения и функционирования бизнеса, его архитектуру, отражающую стратегические решения. В-четвертых, фокус исследований бизнес-моделей все-таки смещен от рассмотрения процесса присвоения ценности к процессу создания ценности, делая акцент на последнем, не игнорируя первое [Santos, 2012]. Из приведенных выше заключений можно сделать вывод, что бизнес-модель — это новая единица анализа; бизнес-модель можно рассматривать как систему, которая состоит из компонентов, связей между ними и динамических процессов внутри [Afuah and Tucci, 2001]; в центре рассмотрения находится деятельность; главный фокус - ценность.

С 1990-х годов можно проследить определенную траекторию развития исследований концепции бизнес-модели - от определения самого понятия «бизнес-модель» до применения концепции бизнес-модели для изучения разного вида организаций. Так, используя подходы к определению этапов эволюции концепции «бизнес-модель», предложенные А.Остервальдер, И.Пинье и Ч.Туччи [Osterwalder, Pigneur, Tucci, 2005], а также К.Соммеррок [Sommerrock, 2010], предлагается выделить пять этапов эволюции познания концепции бизнес-модели (рис. 2.1). На первом этапе исследователи пытались найти определение понятия «бизнес-модель», разработать классификацию бизнес-моделей, в основном на примере фирм, занятых в электронной промышленности; на втором этапе авторы, изучающие бизнес-модели, предпринимали попытки выделить основные компоненты бизнес-модели, данные исследования в основном сводились к перечислению этих компонентов; на третьем этапе проводился анализ компонентов бизнес-модели, изучение каждого компонента как части, элемента построения общей системы; на четвертом этапе академические работы в основном были посвящены разработке базовых моделей и категорий; а на пятом этапе разрабатывались конкретные инструменты для построения и анализа бизнес- моделей, концепция бизнес-модели стала широко применяться при анализе фирм из различных отраслей.

 


[1] Ценность определяется, как разница между выгодами и поиесеппыми затратами пользователей, и выражается в повышении уровня благосостояния пользователей, но сравнению с тем, которым они обладают в настоящий момент (Sirmon соавт., 2007).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/78478.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.