Быстрый переход к готовым работам
|
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности как инструмент оценки систем внутреннего контроляРыночные преобразования в российской экономике создали объективную основу общественного спроса на достоверную информацию, отражаемую в публичной бухгалтерской отчетности, которая способна оказывать влияние на выводы и решения ее пользователей благодаря ее качественным и количественным характеристикам. Как отмечалось выше, в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу именно институт аудита становится одним из основных инструментов обеспечения качества бухгалтерской отчетности. По мнению современного исследователя бухгалтерского учета В.Ф. Палия, публичная финансовая отчетность породила ряд проблем, а именно: 1. Создание специфической отчетной информации для внешнего пользователя, составленной по единым правилам и публично объявленной для всеобщего сведения. 2. Обязательное применение двойного бухгалтерского учета как информационной основы для публичной финансовой отчетности. 3. Создание механизма возможного устранения влияния на отчетность противоречия интересов составителей и пользователей публичной финансовой отчетности. Разрешение указанных противоречий постепенно привело к созданию общепризнанных стандартов составления публичной финансовой отчетности, к законодательному закреплению обязанности вести двойной бухгалтерский учет в качестве информационной базы для составления финансовой отчетности, к возрождению независимого аудита для подтверждения правильности финансовой отчетности [209, с. 88].
Особенностью аудита, как формы независимого финансового контроля, является его ярко выраженный межсистемный характер, так как в процессе аудита применяются методы экономического анализа, статистики, бухгалтерского учета, ревизии. В качестве перспектив развития теоретико-методологического аппарата аудита в публикациях последнего времени все чаще предлагаются (направления, варианты) связанные с использованием системной теории аудита и ее приложений к процессам анализа, описания и выработки рекомендаций, совместимых с теорией смежных отраслей знаний [233]. В связи с этим как основные направления развития методологического аппарата аудита в современных условиях рассматриваются информационное и функционально- управленческое направления. В деловой среде мнение о достоверности информации чаще всего является результатом деятельности аудиторских организаций и аудиторов. Это связано с тем, что на аудиторов обществом возложена обязанность формирования независимого мнения о достоверности информации, отраженной в финансовых отчетах. При этом возникает интересная с точки зрения теории и практики ситуация. С одной стороны, аудиторы оценивают информацию, представленную в финансовых отчетах, на предмет ее достоверности. А по результатам аудита формируется заключение, результаты которого, в свою очередь, способны оказать влияние на формирование выводов и принятие решений пользователей этого документа. Можно утверждать, что формирование мнения о достоверности отчетности - процесс информационный. Причем его можно отнести к сложным процессам с точки зрения информационных потоков, так как на всех стадиях аудита мы сталкиваемся со многими аспектами деятельности экономического субъекта, что требует серьезной систематизации требований к содержанию и форме информации. Следовательно, проблемы изучения информационной составляющей аудита актуальны с позиции развития современной методологии аудита. По нашему мнению, логика исследования информационных аспектов аудита должна выстраиваться таким образом: определение информационных потоков, возникающих в процессе аудита бухгалтерской отчетности; определение источников возникновения информации; создание видовой классификации информации; формирование системы информации для определения требований к ее содержанию и форме в соответствии с отечественными стандартами аудиторской деятельности. Термин «информация» в переводе с латинского языка означает разъяснение, осведомление, изложение. Научные основы изучения информации заложены в середине XX в. авторами статистической теории информации являются Клод Шеннон и Норберт Виннер. Под информацией обычно понимают упорядоченные сообщения о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире, совокупность каких-либо знаний, данных, сведений, уменьшающих неопределенность в той области, к которой они относятся. Теорию информации называют статистической, потому что информация определяется на основе вероятностей тех или иных событий. Статистическая теория информации зародилась на почве анализа передачи сообщений по каналам связи, т. е. в области, прямо не связанной с управлением. Всякий орган управления рассматривается как канал связи. Его мощность, т.е. способность к выработке эффективных управленческих воздействий, не может превышать его пропускной способности. Согласно теории статистической информации повышение качества управления, которое выражается в сокращении разнообразия (или неопределенности) в поведении управляемого объекта, может быть достигнуто только путем увеличения пропускной способности органа управления. Категория информации получила широкое употребление в разных науках, поэтому ее содержание исключительно емкое и неоднозначное. Часто бытующие в литературе мнения, что выработан единый взгляд на понятие информации, беспочвенны. Такого единого взгляда не может быть, однако важно применять аппарат исследования информации, адекватный ее определению. B.C. Рожнов предлагает различные толкования понятия информации, выбрав в качестве ведущего определение, присущее теории информатики (кибернетики). В кибернетике под информацией понимается соотношение между совокупностью данных (сведений о чем или о ком-либо) и получателем (потребителем) этих данных. В литературе и нормативных документах, регулирующих аудиторскую деятельность, термин «информация» используется в отношении аудиторских доказательств и применении категории «существенность». Так, в стандарте «Аудиторские доказательства» сформулировано следующее определение: «Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора» [9]. При этом отмечается, что к аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица, и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц). Из этих положений стандарта следует, что аудитор не только получает информацию, но и преобразовывает ее в процессе анализа. В стандарте «Существенность в аудите» определено, что информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следовательно, можно предположить, что информационные аспекты являются ключевыми в процессе аудита отчетности. Для понимания источников возникновения и направлений преобразования информации при аудите отчетности процесс проверки целесообразно представить схематически. При этом важно учитывать не только процесс сбора аудиторских доказательств, но и работы, осуществляемые при подготовке и планировании проверки. На каждом этапе проверки аудитор получает информацию, от содержания которой зависят его дальнейшие действия. Так, например, до заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен получить предварительные сведения об экономическом субъекте, на основе которых и определит, сможет ли он получить объем информации, необходимый для проведения аудита. В соответствии со стандартом «Понимание деятельности экономического субъекта» после заключения договора оказания аудиторских услуг следует расширить объем и степень детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В ходе проверки полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется. Приобретение информации о деятельности аудируемого лица - это непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита. Например, информация, собранная на стадии планирования, уточняется и дополняется на более поздних стадиях аудита по мере того, как проверяющий получает больше информации об аудируемом лице. Таким образом, происходит процесс обогащения информации в рамках аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (рис. 2.1). Как экономическая категория информация для управления классифицируется по многим признакам. Е.Г. Ясин предлагает семь основных признаков для классификации информации. А.И. Мишенин изучает виды информации по четырем признакам. Р.А. Фатхутдинов также предлагает четыре признака классификации информации. Ряд признаков используют ученые, но классификации информации у каждого выглядят по-разному. Результаты обобщения подходов к классификации информации в контексте аудита отчетности представлены в приложении 21. Наиболее значимыми классификационными признаками информации, способствующими развитию методологии аудита, являются: функциональная направленность, объем необходимых сведений, функциональный признак, отношение к данной системе и системе управления, о функции управления и степень организации.
Вся работа доступна по ссылке |
|