У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности как инструмент оценки систем внутреннего контроля

Рыночные преобразования в российской экономике создали объективную основу общественного спроса на достоверную информацию, отражаемую в публичной бухгалтерской отчетности, которая способна оказывать влияние на выводы и решения ее пользователей благодаря ее качественным и количествен­ным характеристикам. Как отмечалось выше, в соответствии с Концепцией раз­вития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу имен­но институт аудита становится одним из основных инструментов обеспечения качества бухгалтерской отчетности.

По мнению современного исследователя бухгалтерского учета В.Ф. Па­лия, публичная финансовая отчетность породила ряд проблем, а именно:

1.                        Создание специфической отчетной информации для внешнего пользо­вателя, составленной по единым правилам и публично объявленной для всеоб­щего сведения.

2.                        Обязательное применение двойного бухгалтерского учета как инфор­мационной основы для публичной финансовой отчетности.

3.                        Создание механизма возможного устранения влияния на отчетность противоречия интересов составителей и пользователей публичной финансовой отчетности.

Разрешение указанных противоречий постепенно привело к созданию общепризнанных стандартов составления публичной финансовой отчетности, к законодательному закреплению обязанности вести двойной бухгалтерский учет в качестве информационной базы для составления финансовой отчетности, к возрождению независимого аудита для подтверждения правильности финансо­вой отчетности [209, с. 88].

 

Особенностью аудита, как формы независимого финансового контроля, является его ярко выраженный межсистемный характер, так как в процессе ау­дита применяются методы экономического анализа, статистики, бухгалтерского учета, ревизии. В качестве перспектив развития теоретико-методологического аппарата аудита в публикациях последнего времени все чаще предлагаются (направления, варианты) связанные с использованием системной теории аудита и ее приложений к процессам анализа, описания и выработки рекомендаций, совместимых с теорией смежных отраслей знаний [233]. В связи с этим как ос­новные направления развития методологического аппарата аудита в современ­ных условиях рассматриваются информационное и функционально- управленческое направления.

В деловой среде мнение о достоверности информации чаще всего являет­ся результатом деятельности аудиторских организаций и аудиторов. Это связа­но с тем, что на аудиторов обществом возложена обязанность формирования независимого мнения о достоверности информации, отраженной в финансовых отчетах. При этом возникает интересная с точки зрения теории и практики си­туация. С одной стороны, аудиторы оценивают информацию, представленную в финансовых отчетах, на предмет ее достоверности. А по результатам аудита формируется заключение, результаты которого, в свою очередь, способны ока­зать влияние на формирование выводов и принятие решений пользователей этого документа.

Можно утверждать, что формирование мнения о достоверности отчетности - процесс информационный. Причем его можно отнести к сложным процессам с точки зрения информационных потоков, так как на всех стадиях аудита мы стал­киваемся со многими аспектами деятельности экономического субъекта, что тре­бует серьезной систематизации требований к содержанию и форме информации. Следовательно, проблемы изучения информационной составляющей аудита акту­альны с позиции развития современной методологии аудита.

По нашему мнению, логика исследования информационных аспектов ау­дита должна выстраиваться таким образом: определение информационных по­токов, возникающих в процессе аудита бухгалтерской отчетности; определение источников возникновения информации; создание видовой классификации ин­формации; формирование системы информации для определения требований к ее содержанию и форме в соответствии с отечественными стандартами ауди­торской деятельности.

Термин «информация» в переводе с латинского языка означает разъясне­ние, осведомление, изложение. Научные основы изучения информации заложе­ны в середине XX в. авторами статистической теории информации являются Клод Шеннон и Норберт Виннер. Под информацией обычно понимают упоря­доченные сообщения о процессах и явлениях, происходящих во внешнем мире, совокупность каких-либо знаний, данных, сведений, уменьшающих неопреде­ленность в той области, к которой они относятся. Теорию информации называ­ют статистической, потому что информация определяется на основе вероятно­стей тех или иных событий. Статистическая теория информации зародилась на почве анализа передачи сообщений по каналам связи, т. е. в области, прямо не связанной с управлением. Всякий орган управления рассматривается как канал связи. Его мощность, т.е. способность к выработке эффективных управленче­ских воздействий, не может превышать его пропускной способности.

Согласно теории статистической информации повышение качества управления, которое выражается в сокращении разнообразия (или неопреде­ленности) в поведении управляемого объекта, может быть достигнуто только путем увеличения пропускной способности органа управления.

Категория информации получила широкое употребление в разных нау­ках, поэтому ее содержание исключительно емкое и неоднозначное. Часто бы­тующие в литературе мнения, что выработан единый взгляд на понятие инфор­мации, беспочвенны. Такого единого взгляда не может быть, однако важно применять аппарат исследования информации, адекватный ее определению. B.C. Рожнов предлагает различные толкования понятия информации, выбрав в качестве ведущего определение, присущее теории информатики (кибернетики). В кибернетике под информацией понимается соотношение между совокупно­стью данных (сведений о чем или о ком-либо) и получателем (потребителем) этих данных. В литературе и нормативных документах, регулирующих ауди­торскую деятельность, термин «информация» используется в отношении ауди­торских доказательств и применении категории «существенность».

Так, в стандарте «Аудиторские доказательства» сформулировано сле­дующее определение: «Аудиторские доказательства — это информация, полу­ченная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора» [9]. При этом отмеча­ется, что к аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные до­кументы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудни­ков аудируемого лица, и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц). Из этих положений стандарта следует, что аудитор не только получает информацию, но и преобразовывает ее в процессе анализа. В стандар­те «Существенность в аудите» определено, что информация об отдельных акти­вах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также со­ставляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Следовательно, можно предположить, что информационные аспекты яв­ляются ключевыми в процессе аудита отчетности. Для понимания источников возникновения и направлений преобразования информации при аудите отчет­ности процесс проверки целесообразно представить схематически. При этом важно учитывать не только процесс сбора аудиторских доказательств, но и ра­боты, осуществляемые при подготовке и планировании проверки.

На каждом этапе проверки аудитор получает информацию, от содержа­ния которой зависят его дальнейшие действия. Так, например, до заключения договора оказания аудиторских услуг аудитор должен получить предваритель­ные сведения об экономическом субъекте, на основе которых и определит, сможет ли он получить объем информации, необходимый для проведения ауди­та. В соответствии со стандартом «Понимание деятельности экономического субъекта» после заключения договора оказания аудиторских услуг следует расширить объем и степень детализации информации. По мере возможности аудитор должен получить требуемый объем информации в начале аудита. В хо­де проверки полученная ранее информация оценивается, обновляется и попол­няется. Приобретение информации о деятельности аудируемого лица - это не­прерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с ау­диторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях ау­дита. Например, информация, собранная на стадии планирования, уточняется и дополняется на более поздних стадиях аудита по мере того, как проверяющий получает больше информации об аудируемом лице. Таким образом, происходит процесс обогащения информации в рамках аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (рис. 2.1).

Как экономическая категория информация для управления классифициру­ется по многим признакам. Е.Г. Ясин предлагает семь основных признаков для классификации информации. А.И. Мишенин изучает виды информации по четы­рем признакам. Р.А. Фатхутдинов также предлагает четыре признака классифика­ции информации. Ряд признаков используют ученые, но классификации инфор­мации у каждого выглядят по-разному.

Результаты обобщения подходов к классификации информации в контек­сте аудита отчетности представлены в приложении 21.

Наиболее значимыми классификационными признаками информации, способствующими развитию методологии аудита, являются: функциональная направленность, объем необходимых сведений, функциональный признак, от­ношение к данной системе и системе управления, о функции управления и сте­пень организации.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/33657.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.