Быстрый переход к готовым работам
|
Функционирование и развитие налогового механизма в условиях бюджетного федерализмаСреди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационноправовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между населением страны. Будучи частью общей системы экономических отношений, налоги одновременно отражают реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости — национального дохода, но в определенной мере и других частей валового национального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования. На наш взгляд, экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определения налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж хозяйствующих субъектов и граждан в бюджеты соответствующего уровня по ставкам, установленным в законодательном порядке»[1], экономически верное, но, думается, недостаточно полное. Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся поэтому налогом. Действительно, налоги, в отличие от заемных средств, изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. Поэтому они носят принудительный и возмездный характер. В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются также налогами штрафные санкции за нарушение налогового законодательства. Во-вторых, данное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей. И наконец, в-третьих, не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц. Наиболее полное нормативное толкование налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.[2] Анализируя законодательное определение налога, можно прийти к выводу, что задача четкости и краткости определения налога еще не решена. Во-первых, определение налога является громоздким из-за большого числа слов и терминов и поэтому усложняет конструкцию этого понятия, что не способствует его четкому восприятию. Определение налога должно быть лаконичным и предельно отчетливым. Во-вторых, термин «обязательный»[3] платеж присущ не только налогу, но и неналоговым обязательным платежам, к которым относятся, например, «штрафы за налоговые или административные правонарушения, а также (что еще более наглядно) конфискации»[4], пени, взнос обязательного медицинского страхования и др., что не позволяет на практике четко отличить специфику налогового обязательного платежа от специфики неналоговых обязательных платежей. В-третьих, некорректным является определение налога и через форму отчуждения собственности (слово «отчуждение» означает «отбирать у кого-нибудь имущество в пользу государства»[5]), поскольку этот признак применим не только к налогам, но и к другим финансово-правовым платежам (сбору, пошлине, штрафам и т.д.). Следовательно, рассматриваемый признак носит общий характер и поэтому не может быть применим в качестве существенного (отличительного) признака налога. В юридической и экономической литературе даются определения налога, которые в основном воспроизводят законодательное определение без его критического рассмотрения (Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Эриашвили Н.Д., Черник Д.Г.). В юридической литературе даются и иные определения налога, которые отличаются от законодательного определения. Например, по определению Пепеляева С.Г., «налог - единственная законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».[6] Данное определение налога интересно. Однако оно является очень длинным и усложняет конструкцию этого понятия. Наиболее четко юридическое определение налога дает профессор Гуреев В.И., определяя налог - как «основное финансовое обеспечение конституционной деятельности государства»[7]
[1] Юткипа Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 14. [2] Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 1. Гл. I. ст. 8. [3] В праве термин «обязательный» выражает императивную категоричность и характеризуется принуждением в силу закона. [4] Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М., 2000. С. 60. [5] Ожегов С.II. Словарь русского языка. М., 1986. С. 416. [6] Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 31. [7] Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлин. // Государство и право. 2005. № 4.
Вся работа доступна по ссылке |
|