У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Функционирование и развитие налогового механизма в условиях бюджетного федерализма

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых госу­дарство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена сис­тема налогообложения, зависит эффективное функционирование всего на­родного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управ­ления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с ком­мерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно­правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоот­ношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с госу­дарственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих обществен­ных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социально­му обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система нало­гового обложения определяет конечное распределение доходов между насе­лением страны.

Будучи частью общей системы экономических отношений, налоги од­новременно отражают реальные потоки денежных средств в процессе пере­распределения не только новой стоимости — национального дохода, но в оп­ределенной мере и других частей валового национального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования.

На наш взгляд, экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приво­димое в большинстве учебников по финансам и налогообложению опреде­ления налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный пла­теж хозяйствующих субъектов и граждан в бюджеты соответствующего уровня по ставкам, установленным в законодательном порядке»[1], экономиче­ски верное, но, думается, недостаточно полное.

Во-первых, данное понятие не устанавливает безвозмездность данного платежа, которая отличает его от других платежей, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмездно и не являющихся поэтому нало­гом. Действительно, налоги, в отличие от заемных средств, изымаются у на­логоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств пе­ред ним. Поэтому они носят принудительный и возмездный характер. В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, а также штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами. Не являются также налогами штрафные санкции за нарушение налогового законодательства.

Во-вторых, данное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.

И наконец, в-третьих, не установлена индивидуальность данного пла­тежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или группу лиц.

Наиболее полное нормативное толкование налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), хотя в этом опре­делении есть достаточно спорные моменты. Ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орга­низаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денеж­ных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.[2]

Анализируя законодательное определение налога, можно прийти к вы­воду, что задача четкости и краткости определения налога еще не решена. Во-первых, определение налога является громоздким из-за большого числа слов и терминов и поэтому усложняет конструкцию этого понятия, что не способствует его четкому восприятию. Определение налога должно быть ла­коничным и предельно отчетливым. Во-вторых, термин «обязательный»[3] платеж присущ не только налогу, но и неналоговым обязательным платежам, к которым относятся, например, «штрафы за налоговые или административ­ные правонарушения, а также (что еще более наглядно) конфискации»[4], пени, взнос обязательного медицинского страхования и др., что не позволяет на практике четко отличить специфику налогового обязательного платежа от специфики неналоговых обязательных платежей. В-третьих, некорректным является определение налога и через форму отчуждения собственности (сло­во «отчуждение» означает «отбирать у кого-нибудь имущество в пользу го­сударства»[5]), поскольку этот признак применим не только к налогам, но и к другим финансово-правовым платежам (сбору, пошлине, штрафам и т.д.). Следовательно, рассматриваемый признак носит общий характер и поэтому не может быть применим в качестве существенного (отличительного) при­знака налога.

В юридической и экономической литературе даются определения нало­га, которые в основном воспроизводят законодательное определение без его критического рассмотрения (Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Эриашвили Н.Д., Черник Д.Г.).

В юридической литературе даются и иные определения налога, кото­рые отличаются от законодательного определения.

Например, по определению Пепеляева С.Г., «налог - единственная за­конная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физиче­ских и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной без­возмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждени­ем, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».[6] Данное определение налога интересно. Однако оно является очень длинным и усложняет конст­рукцию этого понятия. Наиболее четко юридическое определение налога да­ет профессор Гуреев В.И., определяя налог - как «основное финансовое обеспечение конституционной деятельности государства»[7]

 


[1] Юткипа Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. С. 14.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 1. Гл. I. ст. 8.

[3] В праве термин «обязательный» выражает императивную категоричность и характеризуется принуждени­ем в силу закона.

[4] Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М., 2000. С. 60.

[5] Ожегов С.II. Словарь русского языка. М., 1986. С. 416.

[6] Налоговое право / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 31.

[7] Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлин. // Государство и право. 2005. № 4.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/33106.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.